РПЦ отрицает обвинения в стремлении стать главной в православном мире
Несогласие с обвинениями в том, будто Московский патриархат отрицает первенство Константинопольской церкви и пытается занять ее место в православном мире, выразил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, 21 января передает Интерфакс.
Как сообщил Иларион, в последнее время в грекоязычной церковной среде несколько раз можно было услышать обвинения Русской православной церкви (РПЦ) в том, что она не признает первенство в православном мире за Константинопольским патриархатом, и сама пытается завоевать это первенство.
По словам Иллариона, РПЦ еще в 2013 году выразила свою позицию по данному вопросу, закрепив ее в виде документа, принятого Синодом. Документ так и называется — «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви».
«Здесь (в документе — прим. ИА Красная Весна) ясно сказано, что после Великого раскола 1054 года первенство чести в Православной церкви принадлежит Константинопольскому патриарху. К слову говоря, Русская церковь является одной из немногих поместных Церквей, а может быть, и единственной, которая признаёт первенство Константинополя не только на словах, но и в специальном документе, имеющем синодальный статус», — отметил Иларион.
При этом митрополит обратил внимание на то, что главный вопрос не в том, признается ли первенство или не признается, а в том, как в православии понимается это первенство.
«Каноническая традиция и православная экклезиология (раздел христианского богословия об устройстве и природе церкви — прим. ИА Красная Весна) усваивают предстоятелю Римской церкви, а после 1054 года — Константинопольской церкви первенство чести. Первый в диптихе предстоятель понимается как „первый среди равных“. Однако за последние 100 лет в Константинопольском патриархате развилось учение о первенстве, фактически копирующее римско-католическую модель церковного устройства», — пояснил Иларион.
Он добавил, что именно такое понимание, чуждое православию, изложено в статье митрополита Элпидофора (Ламбриниадиса) под названием «Первый без равных», опубликованной на официальном сайте Константинопольского патриархата. В этой статье утверждается, что Константинопольский патриарх обладает исключительными властными полномочиями, которых нет и принципиально не может быть у остальных предстоятелей.
«Разумеется, такое понимание „первенства“ константинопольской кафедры Русская церковь отвергает, как не соответствующее ни Преданию Церкви, ни православной экклезиологии. Но, к сожалению, именно такое понимание первенства возобладало на Фанаре и привело к вторжению на Украину. Следствием его стало вынужденное прекращение нами общения с Константинопольской церковью», — заключил Иларион.
Напомним, в 2018 году Константинопольский патриархат, отринув вариант соборного обсуждения вопроса о статусе раскольнических, непризнанных ни одной поместной церковью православных структур на Украине, сначала самовольно отменил решения об отлучении этих структур от церкви, а потом предоставил Томос об автокефалии вновь образованной из вышеуказанных раскольнических структур Православной церкви Украины (ПЦУ).
В РПЦ такой шаг Константинопольского патриарха восприняли как антиканоническое вторжение в чужую юрисдикцию, и полностью разорвали какие-либо отношения с Фанаром. Подавляющее большинство поместных церквей также не признали решение Фанара.