Последняя серия документального фильма о белочехах будет сниматься в Сибири
Пятисерийный документальный фильм о чехословацких легионерах снимает чешский режиссер Якуб Табера, последняя серия которого будет сниматься в Сибири, 19 июня сообщает радиостанция Irozhlas.
«Я посвящаю последнюю часть сибирскому периоду. Мы должны были ехать в Россию, потому что эпидемия подошла к концу, но, к счастью, у меня уже есть кадры с Транссибирской магистрали, и фильм должен быть показан чешским телевидением следующей весной», — сообщил Табера.
Издание сообщает, что чехословацкие легионеры стали легендарными сразу после возвращения домой 100 лет назад в 1920 году. Своей славе они обязаны боевым успехам на Транссибирской магистрали в России, этот факт имел большое значение при создании Чехословакии после распада Австро-Венгерской империи.
Первый президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик использовал легионеров в качестве аргумента при обсуждении будущего государства. Вот почему было создано много книг и фильмов о легионерах. Большинство из них были документальными, последний раз художественный фильм был снят 80 лет назад.
Режиссер Табера взял эту тему также потому, что его дед был легионером и известным актером Зденеком Штепанеком. Во время Первой республики было сделано около восемнадцати фильмов, но многие из них утрачены, сохранились лишь письменные свидетельства о них. Вторая мировая война прервала производство «легионерских» фильмов на многие годы, так как во времена советской Чехословакии легионеры были не популярны из-за их неоднозначного поведения в России и вступления многих из них в немецкий Вермахт в годы войны.
После 1989 года кинематографисты снова стали возвращаться к теме чешского легиона в России, но опять же с документальной точки зрения. Первым был военный историк Эдуард Стеглик. «Нам удалось поговорить с последними живыми легионерами. Это был удивительный опыт», — сообщил Стеглик, который также должен был принять участие в первом современном художественном фильме о легионерах, который решил снять режиссер Петр Николаев.
Николаев начал подготовку, уехал в Россию искать места для натурных съемок, но не смог получить необходимые деньги. «Сто лет — это предел, когда начинается массовое забвение. Мне бы очень хотелось посмотреть хорошо сделанный художественный фильм», — добавляет режиссер документального фильма Табера