Эксперт «Формулы-1» рассказал, как болиды Mercedes стали быстрее на 15 км/ч
Прибавки к скорости в 15 км/ч команде Mercedes удалось добиться за счет изменения положения задней подвески. Как она работает описал бывший конструктор «Формулы-1» Гэри Андерсон, 23 октября в издании The Race.
Главные соперники Mercedes в борьбе за титул чемпионата мира в 2021 году — команда Red Bull Racing — жаловались на загадочную прибавку скорости у болидов Mercedes.
Инженеры Mercedes добились этого за счет активной задней подвески. Она механическим образом прижимается во время движения болида по прямой, и поднимается заднюю часть кверху при прохождении поворотов.
За счет этого в поворотах резко увеличивается прижимная сила, генерируемая под днищем диффузором. А при движении по прямой диффузор опускается так низко, что становится параллельно дорожному полотну и через него проходит гораздо меньше потока воздуха. Соответственно, прижимания сила не давит на болид, лобовое сопротивление уменьшается и скорость возрастает. В поворотах прижимная сила важна для стабильного поведения машины, поэтому там диффузор вновь начинает работать.
Любые активные элементы подвески в «Формуле-1» запрещены техническим регламентом. Однако эта система не подпадает под запрет, поскольку работает согласно элементарным законам физики. Инженерам из Брэкли удалось добиться изменения высоты заднего просвета за счет сложного баланса тяг и амортизаторов, которые и изменяют высоту днища при торможении и разгонах.
«В общем, это решение позволяет добиться комплексного эффекта. При этом важно для каждой трассы выбирать определенную геометрию тяг, связывающих элементы подвески, чтобы все происходило только тогда, когда это нужно», — отметил Андерсон.
При этом нельзя сказать, что такой механизм — уникальное изобретение инженеров Mercedes. То же самое используют все команды, но именно в Mercedes добились настолько большой эффективности этой системы, что в поворотах диффузор попросту перестает работать. Инженеры отточили конструкцию болида W12 до совершенства.
В Red Bull же конструктивные особенности болида нацелены на постоянное увеличения прижимной силы — как в поворотах, так и на прямых. Угол продольного наклона корпуса болида относительно трассы (рейк) у RB16B настолько велик, что не позволяет подвеске слишком сильно опускать заднюю часть на прямых.
Нельзя при этом сказать, что это слабая сторона конструкции болидов Red Bull. Это просто другой инженерный подход при решении конкретных задач — соблюдение баланса между максимальной скоростью и прижимной силой.
Гэри Андерсон подчеркнул, что за шесть гонок до конца сезона в Red Bull вряд ли смогут изменить всю концепцию своего болида, поэтому задняя подвеска Mercedes может серьезно повлиять на итог чемпионата.
«Потенциально это может обеспечить существенное преимущество, и я сомневаюсь, что в Red Bull смогут скопировать это решение, поскольку у их машины высокий рейк. Чтобы заставить их машину прижиматься к трассе, вследствие чего диффузор „выключится“, придется полностью пересматривать аэродинамическую концепцию, а этого не будет», — заключил Андерсон.
Борьба за чемпионский титул в 2021 году идет между пилотом Red Bull Максом Ферстаппеном и пилотом Mercedes Льюисом Хэмилтоном. На Гран-при Турции Хэмилтон приехал с преимуществом над Ферстаппеном в два очка, однако покинул турецкий этап, уступая сопернику шесть очков. При этом в командном зачете впереди Mercedes — у команды из Брэкли 433.5 очков, против 397.5 у Red Bull.
Читайте также: Mercedes быстрее на 15 км/ч — Red Bull нашел ответ ради кубка «Формулы-1»