Время «многовекторности» закончилось — эксперт о Белоруссии
Судьбу дорожной карты соглашения России и Белоруссии и неявные параметры текущей экономической ситуации в республике обсуждает эксперт Александр Запольскис, его статью 8 февраля опубликовало ИА REGNUM.
Эксперт отмечает, что переговоры между лидерами России и Белоруссии, которые прошли в Сочи, были очень непростые. Белоруссии на них не удалось добиться ранее озвученных требований.
Газ будет поставляться в республику по цене 127 долларов за тысячу кубометров, а не по 70, как требовал Александр Лукашенко, ссылаясь на внутренние цены на газ для Смоленской области. Что касается цены на нефть, то она, по словам Дмитрия Козака останется на прежних коммерческих условиях. Эксперт считает, что наиболее близкой будет цена в 54,36 долларов за баррель.
Но если вопрос с поставкой энергоресурсов относительно ясен, вопрос судьбы дорожной карты до сих пор остается открытым. То есть вопрос выбора судьбы Белоруссии — на Восток в сторону полной интеграции с Россией, или в сторону «многовекторности» и как можно дальше от России, до сих пор открыт.
Эксперт отмечает, что Россию устроят оба варианта, главное, что требуется — это определенность.
МВФ отмечает, что российская поддержка экономики Белоруссии, «стоит» почти 10 млрд долларов в год. Возможный выбор Белоруссии в сторону разрыва отношений с Россией может стоить не просто 10 млрд долларов, что составляет примерно 15,8% ВВП республики, а сумму, которая в 2-3 раза больше из-за сопутствующих разрывов экономических цепочек. Автор пишет, что при таком ударе, удержать социально-политическую стабильность в республике вряд ли получится.
Дорожная карта соглашения России и Белоруссии предполагает полное преобразование нынешней командно-административной модели экономики Белоруссии под условия жизнедеятельности российской модели. Автор отмечает, что российская система может жить при рынке, а Белорусская при отсутствии поддержки со стороны России — нет.
Отмечая большие объемы долгов Белоруссии, как внешних, так и внутренних, автор отмечает, что сейчас речь идёт не о попытке заработать на проблемах соседа, а фактически о попытке спасения народа республики Белоруссия.
Эксперт считает, что дорожная карта должна быть выполнена без истерик и шатаний, поскольку время многовекторности прошло.