Ученые установили — дневной сон ребенка помогает закрепить грамотность

Изображение: (сс) Vladimir Rodionov
«Тихий час»
«Тихий час»

Первые научные доказательства того, что дневной сон может быть полезен для детей дошкольного возраста при обучении буквенно-звуковым навыкам были представлены исследователями из Университета Маккуори в Австралии в статье, опубликованной 29 марта в журнале «Развитие детей » (Child Development).

В статье ученые отмечают, что способность сопоставлять буквы и звуки имеет важнейшее значение для обучения чтению в алфавитных системах письма. Теории развития чтения считают это краеугольным камнем обучения чтению, поскольку оно обеспечивает механизм, который позволяет детям произносить незнакомое слово и, исходя из этого, связывать произношение с его значением и устанавливать связи с его письменной формой.

В своем исследовании ученые устанавливали, помогает ли детям дневной сон сразу после сеанса обучения лучше усваивать знания о буквах и звуках. Для этого они обучали буквенно-звуковым сопоставлениям 32 ребенка дошкольного возраста из детских садов в Сиднее. В программы работы этих садов обучение детей знаниям букв и звуков не входило.

Ранее эмпирическим путем научным сообществом было установлено для взрослых, что сон способствовует консолидации памяти и интеграции новых воспоминаний в сеть существующих долговременных воспоминаний. Он играет важную роль в интеграции недавно закодированной информации, которая временно хранится в гиппокампе мозга, в долговременную память в коре головного мозга.

Чтобы установить такую зависимость для маленьких детей, исследователями были отобраны дети возраста от трех до пяти лет, которых затем обучали буквенно-звуковым сопоставлениям за два занятия: за одним следовал сон, а за другим — период бодрствования.

Каждый ребенок участвовал в семи занятиях в течение двух-четырех недель, которые включали предварительный тест для установки базового уровня знания букв и звуков.

Эффект обучения оценивался с помощью явного сопоставления букв и звуков («Какой звук издает эта буква?») и заданий на обобщение знаний («Вот тав и кав, какой из них kav?»). Чтобы проверить, сохраняется ли какое-либо влияние дневного сна на обучение, через день проводилась повторная оценка знаний.

Все дети, участвующие в эксперименте, лет привыкли спать днем и их обучение проводилось как в условиях дневного сна, так и в условиях его отсутствия. Для этого один день «урок» проводился рано утром (вариант без сна), а на другой день — перед дневным сном, который составлял 70 минут. При этом порядок чередования таких дней был произвольным.

Чтобы дети чувствовали себя в привычной обстановке, всё обучение проводилось в детских садах, а «тихий час» — в их детсадовских спальнях. Факт сна фиксировался наблюдателем.

Результаты проверки знаний показали, что дневной сон действительно положительно влияет на результаты теста на передачу знаний. Это преимущество дневного сна сохранялось и на следующий день.

Авторы статьи признают, что, поскольку исследование проводилось в детских садах, а не в лаборатории (чтобы сделать его для детей более комфортным), они не смогли измерить физиологические особенности сна, такие как быстрое движение глаз, и то, как они связаны с польза сна для обучения. Это станет важным направлением для их будущих исследований.