В Петербурге назвали причины избыточной смертности в период пандемии

Изображение: Фёдор Куликов © ИА Красная Весна
Коронавирус и психоз
Коронавирус и психоз

Причиной высокой избыточной смертности в Петербурге в 2020 году стали не только опасность COVID-19, но также организационные ошибки и страх заразиться коронавирусной инфекцией, заявил заведующий кардиохирургическим отделением Военно-Медицинской Академии им. Кирова Максим Диденко, сообщает 13 августа агентство РБК.

Наиболее частой причиной смерти в Петербурге в 2020 году стали сердечно-сосудистые заболевания, а не COVID-19. При этом отмечено, что наблюдавшееся до 2019 года снижение числа смертей от инфарктов и инсультов в 2020 году резко выросло.

Диденко отметил, что ухудшение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 2020–2021 годах прямо связано с особенностями коронавирусной инфекции. По словам врача, коронавирус «работает» в двух направлениях. «С одной стороны, потенциирует эти болезни, то есть стимулирует их появление, с другой — на его фоне они протекают тяжелее», — сказал Диденко.

Он пояснил, что коронавирус пагубно действует на внутреннюю выстилку артерий, поэтому запускается каскад тромботических осложнений. По словам кардиохирурга, к хроническим кардиологическим пациентам прибавились заболевшие COVID-19 пациенты, у которых гипертонии, аритмии, инфаркты и инсульты у многих пациентов выявлены впервые.

«Иногда эти проблемы проявляются раньше, чем другие симптомы коронавируса — человек поступает по скорой с инфарктом, в больнице у него выявляют „ковид“; поступает с инсультом — в приемном покое диагностируют пневмонию. И, конечно, пневмония, сама по себе нарушающая кровообращение, утяжеляет состояние пациентов с сердечно-сосудистыми осложнениями», — отметил врач.

Диденко также указал вторую причину рост летальности при сердечно-сосудистых заболеваниях в 2020 году. По его мнению, это страх заражения коронавирусной инфекцией, из-за которого пациент поздно обращается за медицинской помощью.

«А в лечении таких состояний, как развивающийся инфаркт миокарда или инсульт, это стратегически важный момент. Задержка оказания помощи на час увеличивает летальность от этих заболеваний на 10-15%», — пояснил кардиохирург.

Он добавил, что знает пациентов, которые, боясь заразиться, не приходили на плановую замену кардиостимулятора. Диденко указал, что такие пациенты становились уже экстренными больными и, вполне возможно, могли погибнуть, не дождавшись скорой помощи или по дороге в больницу.

Диденко указал, что в России и в Петербурге целый ряд кардиохирургических центров и отделений не выполнили план, то есть сделали меньше операций шунтирования, чем на них выделено денег в системе ОМС. При этом часть пациентов не смогли попасть на свои плановые операции.

По мнению специалиста, такой дисбаланс мог быть вызван тем, что часть стационаров с кардиохирургическими отделениями «закрывались на ковид» и делали операции только пациентам с коронавирусной инфекцией, принимая не всех нуждающихся. При этом другие медучреждения не получили дополнительного финансирования для увеличения нагрузки.

«Как мне кажется, один из выходов из этой тревожной ситуации — более равномерное распределение квот на высокотехнологичную медицинскую помощь, не входящую в базовую программу ОМС (т.н. „федеральные квоты“). Например, мы в Академии „выбрали“ свои квоты на хирургическую аритмологию примерно в середине года — и могли бы подхватить пациентов, не попавших из-за эпидемии в другие сосудистые отделения. Я считаю, что квоты должны следовать за пациентом, а не наоборот — по тому же принципу, как роженицы предъявляют свои сертификаты в выбранных ими роддомах», — сделал вывод Диденко.

Он добавил, что считает важным просвещение людей, чтобы они не уклонялись от обращения к врачам из-за страха заразиться и не пытались самостоятельно стабилизировать давление или терпеть нарушения сердечного ритма. Такое поведение, по мнению кардиологов, опаснее всего.

Диденко также сообщил, что кардиологи поддерживают идею массовой вакцинации. По его словам, наблюдения показывают, что сердечно-сосудистые осложнения случаются у заболевших коронавирусной инфекцией, но ранее привитых пациентов в десятки раз реже, чем у непривитых людей.