Экономист ФРГ: всё, что у нас осталось, это вера в технический прогресс

Изображение: Антон Привальский © ИА Красная Весна
Голубь мира
Голубь мира

Единственной возможностью обеспечить развитие в условиях ограниченных ресурсов является технический прогресс, заявил немецкий экономист Ян Шелленбах 21 июня в интервью газете Der Tagesspiegel.

Журналисты газеты Der Tagesspiegel спросил Шелленбаха, как вообще возможно обеспечить постоянное развитие экономики, если количество ресурсов ограничено. Ведь в Германии все больше людей требуют отставку примата развития экономики в первую очередь ради защиты природы. Отвечая на этот вопрос, Шелленбах объяснил, что прямое увеличения используемых ресурсов не приводит к существенному увеличению доли ВВП на количество людей. Самый главный фактор — техническое развитие.

«Если вы хотите обеспечить рост ВВП на душу населения, то единственный способ достижения этого — технический прогресс», — считает Шелленбах. Только увеличивая эффективность используемых ресурсов можно действительно решить проблемы людей и экологии.

«Только технические инновации могут обеспечить сегодняшнее качество жизни без разрушения климата», — считает Шелленбах. И именно для этого необходимо развитие как в экономическом, так и в техническом плане.

Комментарий редакции

Шелленбах придерживается концепции устойчивого развития, которое сейчас все больше пытаются провести. Такая концепция накладывает такие существенные ограничения на развитие экономики, что только сами разработчики этих концепций могут их эффективно использовать. Это одна из главных причин попытки Европы произвести «зеленые» технологии. Ведь тогда все остальные страны должны будут закупать их именно у Европы, а не у Китая.

Но Шелленбах, как и остальные экономисты, просто умалчивают о другой возможности развития. А это — развитие человека. Ведь от эффективного использования природных ресурсов сам человек не меняется. А без качественного изменения образа человека мы неминуемо придем к такому обществу, где человек уже ничего решать, по сути, не сможет. И это главная опасность западной модели развития, которую все уже и так принимают как неизбежную. Но самое страшное в этой модели является не это. Самое страшное, что судьба России всегда будет заключаться лишь в эксплуатации ресурсов. И для этого просто не нужно 140 млн людей.