На каких струнах играют спецслужбы, вербуя сотрудников кибербезопасности
О том, как французская разведка использует проходящий в Лилле с 28 по 31 января международный салон по кибербезопасности (FIC) для рекрутинга молодых специалистов и какая при этом используется мотивация, рассказывает журналист Le Point Герик Понсе на страницах издания.
На первый взгляд, говорит журналист, этот салон похож на любой другой: десятки стендов, выстроенных в проходах Большого дворца, программа конференций, гордость посетителей, демонстрирующих бэйджик участника.
Но не все экспозанты афишируют свое имя и должность, у многих на бэйджике значится: «Министерство вооруженных сил» или «Министерство внутренних дел». Они работают в секретных и разведывательных службах, таких как Генеральный директорат по внешней безопасности (DGSE), Генеральный директорат по внутренней безопасности (DGSI), Директорат военной разведки (DRM) или Управление военной разведки и безопасности (DRSD).
И, хотя их присутствие на подобных форумах дело само собой разумеющееся, впервые за 12-летнюю историю FIC спецслужбы выставляют собственные стенды. При этом журналистам быстро дают понять, что цель экспозантов вовсе не в общении с прессой. Реклама нужна для привлечения будущих сотрудников.
Помимо кибервоинов — военных и гражданских — и экспертов из компаний сектора, форум привлекает множество студентов, будущих новобранцев. При желании они могут встретиться с секретными агентами, кибербойцами или создателями компьютерного оружия и узнать, как протекает реальная жизнь шпионов и агентов спецслужб, больше известных по телевизионным фильмам.
«Многие задаваемые нам вопросы касаются повседневной жизни наших агентов. Студенты хотят знать, как сложится их жизнь, если они станут сотрудниками», — рассказывает сотрудник внешней разведки.
Став сотрудником спецслужб, они, например, не смогут рассказать об этом своим родственникам. Никто не должен знать о работе на разведку, кроме супруги, которой придется поддерживать «легенду» в обществе.
Они также должны будут принять ежедневные правила безопасности, в зависимости от профиля и функции. Но, добавляет он, все это не помешает им выпить пива с коллегами после работы.
Тем же наблюдением делятся на стенде DGSI. «Очень часто обсуждаются человеческие аспекты. Молодые люди хотят знать, какими будут правила поведения, необходимая свобода действий», — говорит Патрик Гийоно, технический директор службы внутренней разведки и контрразведки.
Только в DGSI (Внутренняя разведка) в течение следующих пяти лет должны быть заполнены более 300 «кибердолжностей», и, по словам чиновника, в настоящее время французские школы покрывают «только две трети потребностей сектора». В DGSE (Внешняя разведка), осуществляющем основную часть мониторинга интернета, эти цифры еще выше.
Несколько менее известные службы, такие как DRM (Военная разведка) или DRSD (Управление военной разведки), также пытаются привлечь будущих новобранцев. «Между нами нет конкуренции», — сообщает сотрудник DRSD. «Идея состоит в том, чтобы молодые люди могли посетить стенды всех служб, чтобы они нашли тот путь, который им больше всего подходит», — добавляет другой сотрудник.
Представители сообщества сходятся во мнении, что настоящая конкуренция исходит из другого источника: это частный сектор. Работая в киберподразделениях Thales, Airbus, Orange или Google, Amazon и Microsoft инженер может удвоить или утроить свою зарплату. Но там отсутствует патриотическая мотивация — интересы компании имеют приоритет над всеми остальными. И именно на этой струне играют рекрутеры.
«Я предлагаю им работу с ценностями и чувством общественного интереса», — говорит Гийом Пупар, генеральный директор Национального агентства безопасности информационных систем (ANSSI, не является разведслужбой). «Инженер, которому у меня скучно, захочет уйти через неделю! Итак, я слежу, чтобы их нагружали техническими проблемами, и они делали то, что не смогут делать где-либо еще», — делится бывший начальник отдела по разработке кибер-оружия из Генерального директората по вооружениям (DGA).
«С точки зрения уровня ответственности, мотивации и адреналина, мы предлагаем лучший выбор, чем частный сектор, и в отношении заработной платы мы остаемся конкурентоспособными, по крайней мере, в течение первых трех или четырех лет карьеры», — заверяет Патрик Гийоно из DGSI. Несмотря на это, многие покидают государственную службу по истечении нескольких лет. Таким образом, в ANSSI, ежегодно открывающей от 40 до 50 дополнительных вакансий, приходится «набирать 150 человек, чтобы скомпенсировать число увольнений». На сегодняшний день из 610 сотрудников в течение года уходят более 100, сожалеет специалист.