Епископы Испании конфликтуют с правительством из-за выплат жертвам насилия

Жан-Марк Натье. Аллегория Правосудия, карающего Несправедливость. 1685-1766
Жан-Марк Натье. Аллегория Правосудия, карающего Несправедливость. 1685-1766

Епископы Испании и правительство страны вновь оказались на пути к столкновению из-за противоречивых сообщений о сексуальном насилии в церкви. На этот раз жаркие дебаты разгорелись вокруг плана финансовой компенсации жертвам, одобренного конференцией епископов 9 июля и отклоненного государственными органами. Об этом 11 июля сообщает UCA News.

План епископов предусматривает «комплексное возмещение» и включает психологические, социальные, духовные и финансовые аспекты. Он также направлен на выплату компенсаций жертвам, по чьим делам истек срок давности по уголовному праву или не могут быть рассмотрены судом, поскольку обвиняемые уже мертвы.

До сих пор политика церкви в Испании заключалась в выплате компенсации только в том случае, если дело было доказано в суде и в размере, определенном судьей.

«Наша работа не начинается и не заканчивается сегодня, но сегодняшний день важен», — заявил архиепископ Вальядолида Луис Аргуэльо, президент Испанской епископской конференции, на пресс-конференции после того, как специальное пленарное заседание епископов обсудило документ о компенсациях, известный как PRIVA (испанская аббревиатура от Comprehensive Reparation Plan for Victims of Abuse).

«Ничто из этого само по себе не сможет исцелить боль, которую жертвы испытывали на протяжении десятилетий», но «мы хотим продолжать это решительное стремление приветствовать их, сопровождать их и возмещать ущерб», — сказал архиепископ Аргуэльо.

Однако документ является «вспомогательным планом, когда юридические подходы уже исчерпаны», подчеркнул архиепископ. В таких случаях, «когда юридические пути для жертв закрыты», церковь «хочет оставить дверь открытой, чтобы выслушать любую жертву и ответить всеобъемлющим планом возмещения».

Ранее был создан специальный орган для реализации плана и рассмотрения каждого случая отдельно с целью поиска индивидуальных решений. Комиссия, состоящая из церковных, юридических и судебно-медицинских экспертов, может включать представителя жертв, хотя и не обязательно. Эксперты будут консультировать каждую епархию о том, как лучше всего оказать помощь каждой жертве.

«То, что мы приняли сегодня, не является юридически обязывающим указом, который связывает епархии и религиозные ордена», — сказал архиепископ Аргуэльо, а скорее является исполнением «морального обязательства». Он добавил, что «поскольку большинство дел относятся к периоду до 1990-х годов, многие из них не могут быть рассмотрены из-за сроков давности, которые ограничивают обычное право».

Оценка того, скольким жертвам церковь могла бы помочь с помощью PRIVA, не была предоставлена, однако в отчете епископов за 2023 год были обнаружены доказательства наличия в церкви не менее 728 лиц, совершивших сексуальные преступления, начиная с 1945 года. 75% случаев произошли до 1990 года, и более 60% преступников были мертвы, заявили на конференции.

Офис государственного омбудсмена Испании указал, что общее число жертв, включая несовершеннолетних, может быть намного больше. После доклада омбудсмена правительство Испании в 2023 году одобрило план, который заставит церковь выплачивать экономическую компенсацию жертвам насилия.

8 июля правительство Испании заявило, что отклонит требования PRIVA, даже если все 67 епископов, присутствовавших на внеочередном заседании в Мадриде 9 июля, поддержат план, число, подтвержденное архиепископом Аргуэльо. Было одобрено три документа — при одном воздержавшемся по одному из документов. «Резолюции плана не являются обязательными, поэтому они никоим образом не гарантируют возмещение», — отметило правительство в своем заявлении.

Епископы резко отреагировали на заявления нескольких членов кабинета, подчеркнув, что план компенсаций выходит далеко за рамки любых юридических обязательств. «Это, безусловно, односторонний план, потому что он является следствием свободного решения, принятого в силу морального обязательства», — сказал архиепископ Аргуэльо.

Конференция епископов также опровергла опасения правительства относительно достоверности плана, поскольку церковь доверила оценку экономической компенсации независимой комиссии из 10 членов, только двое из которых представляют церковь.

«Наблюдатели могут задаться вопросом, почему правительство заставляет церковь принимать их способ компенсации жертвам — по правилу „правительство решает, а затем церковь платит“, — но насилие в церкви давно стало политической проблемой в Испании, начиная с того факта, что именно правительство первым решило расследовать сексуальное насилие в церкви, еще до того, как была создана комиссия, поддержанная испанскими епископами»,  — сказал Яго де ла Сиерва, испанский профессор коммуникаций, преподающий в Папском университете Святого Креста в Риме, автор книги об управлении кризисами в церкви.

Для Ла Сьервы только политика может объяснить, почему испанское правительство ничего не делает в отношении жертв сексуального насилия в семье, школах, спортивных клубах и других местах. Но нынешняя ситуация «не выглядит хорошей для церкви», подчеркнул он.

«В Испании, — сказал эксперт, — граждане жертвуют церкви через налоги, но поскольку налоги сначала проходят через правительство, те, кто находится у власти, могут конфисковать эти деньги и выплатить компенсацию напрямую жертвам».

Жертвы также опасаются политизации кампании по выплате компенсаций.

8 июля, непосредственно перед специальным пленарным заседанием епископов, правительство созвало ассоциации жертв, чтобы выразить им свою поддержку и проинформировать их о ходе работы над системой возмещения ущерба.

Одна из жертв, которая общалась с испанским католическим изданием Alfa y Omega 8 июля, заявила, что действия правительства — это «политические маневры» и «скрытые планы».

«Идеологические интересы не могут быть допущены. Есть много людей, которые страдают», — посетовал потерпевший, говоривший анонимно. Пострадавший признал «большой прогресс в действиях церкви».

Однако проблема для пострадавших в том, что «мы начали не с нуля, а с отметки минус десять».