1. За рубежом: реальный мир
  2. Туризм в мире
Брюссель, / ИА Красная Весна

Темный туризм набирает обороты. Этично ли это?

Яцек Мальчевский. Танатос. 1899
Яцек Мальчевский. Танатос. 1899

Танатотуризм или темный туризм — тяга людей к посещению мест, известных опасностями, бедствиями, трагедиями — набирает все большую популярность. Некоторые исследователи утверждают, что этот вид путешествий существует уже много веков, возможно, с тех пор, когда в Колизей стекались желающие понаблюдать за жестокими играми, или с тех пор, как кровожадные люди присоединились к крестовым походам, или средневековые крестьяне отправились на однодневное развлечение — публичную казнь. И вкус людей ко всему жуткому никуда не делся, пишет 1 января портал Travel Tomorrow.

Удивительно, но похоже поколение Z, которое часто считают чувствительным и деликатным, является поклонником таких путешествий. Многие говорят, что именно одержимость зумеров темным туризмом является движущей силой его роста: по опросам, подавляющее большинство этой группы уже занимались той или иной формой темного туризма еще в 2022 году.

Но вне зависимости от того, были ли они зачинателями тенденции, к 2023 году мировой рынок теневого туризма, по оценкам отраслевых аналитиков, составит 31,89 миллиарда долларов и, как ожидается, будет расти на 2,9% в год до 2030 года. Прогнозируется, что к 2031 году его глобальный оборот достигнет 43,5 миллиарда долларов.

Этот спрос подпитывается растущим предложением туристических направлений, позиционирующих себя под вывеской теневого туризма. Так называемые «дома убийств», где посетители могут ощутить атмосферу мест, где происходили ужасные кровопролития, становятся все более популярными в США и вызывают значительный интерес в Японии, где они известны как «дома происшествий», по которым, как считается, бродят беспокойные духи.

Здесь есть некоторое сходство с субкультурой urbexing (исследованием городов) — посещением любопытными заброшенных сооружений или объектов. Но urbexing это отчасти ощущение запретного или неизведанного, будь то место катастрофы, такое как Чернобыль, или поиск драгоценного камня, который до сих пор оставался не найденным в полуразрушенном замке. «Темный туризм» все чаще рассматривается как нечто противоположное — циничное копание в историях жертв и их коммерческая эксплуатация.

Один из таких примеров — недавно появившиеся в новостях планы проведения экскурсии на место резни в Джонстауне в Гайане, где более 900 человек были убиты в рамках религиозного культового обряда. В то время как власти и туроператоры «потеют» над логистикой доставки туристов в отдаленное место в джунглях, где находился религиозный «Храм народов», другие задаются вопросом, какую культурную ценность это может добавить Гайане после массового отравления там группы американских жертв гражданином США проповедником Джимом Джонсом?

Даже там, где можно привести моральные доводы в пользу поездок к местам смерти, разрушений и трагедий, например, в случае исторических сражений или мемориалов, некоторые комментаторы задаются вопросом: следует ли ставить в один ряд с «туристическими достопримечательностями» такие места, как Освенцим или остров работорговли Кунта-Кинте, которые люди посещают с образовательной целью или чтобы отдать дань уважения и памяти.

По мнению писательницы Хизер Льюис, которая беседовала с журналом Discover, отчасти ответ заключается в том, чтобы «обеспечить соблюдение этических и моральных норм при маркетинге и использовании этих мест в качестве мест для темного туризма. Никогда нельзя стремиться к экономической выгоде, эксплуатируя страдания и потери других».