ВВС США испытают возможности навигации на базе колебаний магнитного поля Земли
К испытательному полету готовится реактивный самолет ВВС США, навигация которого будет осуществляться с использованием слабых колебаний магнитного поля Земли, сообщает 9 июля научный журнал New Scientist.
Эта технология может быть использована на самолетах в качестве альтернативы системе GPS, в работу которой легче вмешаться, чем в показания датчиков магнитного поля. Стрелка обычного компаса согласуется с сильным магнитным полем, создаваемым жидким железным ядром Земли, но более чувствительный магнитометр в состоянии улавливать также более слабые магнитные поля горных пород, из которых состоит земная кора.
Эти поля имеют такую же сложную и своеобразную структуру, как земная поверхность, отражаемая на топографических картах. Измеряя силу и направление поля земной коры и то, как оно меняется во время полета, можно определить местонахождение в магнитном ландшафте.
Аарон Канчиани из Технологического института ВВС в Огайо продемонстрировал возможности магнитной навигации в 2017 году. Он использовал данные чувствительного бортового магнитометра для определения местонахождения самолета. При этом средняя погрешность составляла всего 13 метров на протяжении 1 часа полета. Однако этот метод требовал точной магнитной карты местности, над которой двигался самолет.
«Магнитная навигация всегда предоставляет определенную степень точности, но для достижения максимальных результатов требуются карты с самым высоким разрешением», — говорит Канчиани. Получение таких данных по другим странам, особенно враждебным США, может оказаться непростым делом, констатирует издание.
Другие проблемы заключаются в защите датчика от магнитных полей, создаваемых самолетом, на котором он установлен, и его электроникой, и в создании достаточно надежного и компактного магнитометра. Однако, в отличие от GPS, магнитные навигационные приборы трудно заглушить или «сбить с толку».
Визуальная навигация работает только тогда, когда видны ориентиры, а для радионавигации требуются соответствующие радиопередатчики, в то время как магнитные приборы будут работать даже над океаном, где их нет. По словам ведущего исследователя Энди Коттла из Исследовательской лаборатории ВВС, также расположенной в Огайо, эти три системы должны дополнять друг друга.
Самолет ВВС США Т-38 с модулем, объединяющим три навигационных датчика, в августе выполнит серию испытательных полетов, и результаты определят, в каком направлении будет развиваться новая технология.