Госдума приняла закон об уголовной ответственности автолихачей
Закон о введении уголовной ответственности за ряд нарушений правил дорожного движения приняла Государственная дума России. 22 декабря информация об этом внесена в Систему обеспечения законодательной деятельности.
В Законопроекте устанавливается уголовная ответственность для водителей, многократно грубым образом нарушавших скоростной режим или выезжавших на полосу встречного движения. Для этого в уголовный кодекс вводится статья 264.
Водители, неоднократно превысившие разрешенную скорость более чем на 60 км/ч и получившие в виде наказания не очередной штраф, а лишение прав на управление транспортным средством при следующем нарушении, равно как и водители, получившие не штраф, а лишение прав за повторный выезд на встречку, при фиксации сотрудниками ГИБДД очередного нарушения получат уголовную судимость, штраф от 200 до 300 тысяч рублей, лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет. При этом судья будет вправе дополнить эти наказания лишением свободы на срок от года до двух лет. Впрочем, судья имеет право также вместо заключения назначить 480 часов исправительных работ.
Водители, получившие уголовное наказание по ст. 264 УК РФ (т. е. не менее трех раз грубо превысившие скорость или выехавшие на встречную полосу движения) и вновь совершившие аналогичное нарушение, будут приговариваться к штрафу от 300 до 500 тысяч рублей, лишению права на занятие определенных должностей на срок до 6 лет и лишению свободы на срок до 2 лет. При этом судья сможет приговорить виновного и к 3 годам лишения свободы.
Законопроект в первом чтении был проголосован 21 декабря. Сегодня он прошел второе и третье чтения.
В пояснительной записке к документу авторы законопроекта констатируют, что в 2020 году по части 4 статьи 12.9 КоАП РФ (превышение разрешенной скорости на 60 км/час и более) было возбуждено 440 435 дел об административных правонарушениях, по части 5 статьи 12.9 КоАП РФ (превышение на 80 и более км/час) — 58 959 дел, по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу, предназначенную для встречного движения) — 596 885 дел.
При этом, указывают они, в этом же 2020 году за повторные грубые нарушения скоростного режима (по части 7 статьи 12.9 КоАП РФ) было возбуждено 202 142 административных дела, за повторный выезд на встречку (по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ) — 44 850 дел.
Представляя свой отзыв, правительство России написало, что оно поддерживает законопроект в случае «отсутствия возражений со стороны администрации президента и Верховного суда».
Верховный суд РФ в лице заместителя председателя ВС Владимира Давыдова указал на ряд тонких моментов юридического характера, требующих уточнения текста законопроекта. Он обратил внимание законодателей на то, что вне правового поля останутся случаи, когда обвиняемые заведомо окажутся без права управления ТС, не получив его или лишившись его по иным, не описанным в законопроекте основаниям.
Также, по мнению Давыдова, законодателям следовало бы обратить внимание на возникающее в результате реализации законопроекта искажение принципа, согласно которому криминальная ответственность была предусмотрена лишь за деяния «общественно-опасные», породившие последствия. Проектом же, пишет Давыдов, предлагается криминализовать деяния, «преступность и наказуемость которых будет определяться не их общественной опасностью, а лишь характером и степенью вреда общественным отношениям».
Равным образом, отметил Давыдов в своем заключении, без внимания законодателей остается сравнимое число случаев грубых нарушений ПДД, могущих повлечь общественно-опасные последствия, такие как проезд на запрещающие сигналы, оставление места происшествия и т. п.
Законодатели в ходе рассмотрения законопроекта внесли поправки, ужесточающие ответственность за рецидив и оставили без внимания аргументацию Верховного суда.