Новая война? Саудовская Аравия не согласна на независимость Южного Йемена
За последние несколько месяцев, хотя Саудовская Аравия и хуситы постепенно приблизились к мирному соглашению на севере, борьба за Южный Йемен усилилась и грозит перерасти в открытый конфликт, 18 июля пишет аналитик Грегори Д. Джонсен на ресурсе Института стран Арабского Залива в Вашингтоне.
Как и в более широкой войне в Йемене, в этой битве есть как региональное, так и локальное измерение.
Что касается региона, Саудовская Аравия стремится выйти из Йемена, но только в том случае, если это может гарантировать определенные результаты. Когда Саудовская Аравия вступила в войну в марте 2015 года, ее заявленной целью было изгнание хуситов из Саны и восстановление власти тогдашнего президента Абд Раббу Мансура Хади.
Однако со временем и по мере того, как вооруженные силы Саудовской Аравии оказались менее способными, чем ожидалось, эти цели изменились. Хади ушел, вытесненный Саудовской Аравией и ОАЭ в апреле 2022 года, и теперь Саудовская Аравия, похоже, готова принять правление хуситов в Северном Йемене.
Однако Саудовская Аравия не желает мириться с тем, что Юг полностью контролируется Южным переходным советом, что оставит ряд союзников Саудовской Аравии в дураках. Вместо этого Саудовская Аравия настаивает на том, чтобы Совет президентского руководства, странная группа из восьми политических соперников, которая была сформирована после отставки Хади, совместно управляла Югом.
Неудивительно, что ОАЭ, бывший партнер Саудовской Аравии, но все более и более ее соперник в Йемене, придерживаются другой точки зрения. ОАЭ решительно поддерживают Южный переходный совет и категорически против партии Ислах, которая занимает место в президентском руководящем совете и связана с «Братьями-мусульманами» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые ОАЭ считают террористической организацией.
Совет президентского руководства был создан для того, чтобы замазать трещины, появившиеся в антихуситском альянсе: Саудовская Аравия и ОАЭ выбрали в него по четыре члена.
Саудовская Аравия поддержала преимущественно северных кандидатов: Рашада аль-Алими, бывшего министра внутренних дел, который был назначен главой Совета президентского руководства, а также Султана аль-Арада, губернатора Мариба, Абдуллу аль-Алими (не родственник Рашада), члена Ислаха, и Отмана Муджали, депутата йеменского парламента от Саады.
ОАЭ, напротив, поддержали трио кандидатов от южан и одного северянина, проживающего на юге страны: Айдаруса аз-Зубайди, главу Южного переходного совета (ЮПС), Фараджа аль-Бахсани, в то время губернатора Хадрамута, Абд аль-Рахмана Абу Зараа аль-Махрами, командира поддерживаемых ОАЭ «Бригад гигантов», а также Тарика Салеха, племянника покойного бывшего президента Али Абдаллы Салеха.
С момента формирования ЮПС в 2017 году Зубайди четко дал понять, что не согласится ни на что меньшее, чем создание независимого южного государства. В течение многих лет, учитывая боевые действия против хуситов, эта цель казалась невозможной. Но теперь, когда война с хуситами, похоже, близится к концу, Зубайди расставляет шахматную доску и находит союзников.
Это будет нелегко, и, скорее всего, придется бороться с коллегами по Совету президентского руководства, но впервые за более чем два с половиной десятилетия независимость Юга — это больше, чем просто мечта.