В девяти регионах России идут проверки по фактам продажи детей за границу

Изображение: (сс) tolmacho
Дети. Детский сад
Дети. Детский сад

Прокуратура России проводит проверки фактов продажи российских детей за рубеж в девяти регионах страны, 8 января пишет газета «Комсомольская правда».

Дарья, сестра девочки из Волгограда — Любочки, которую якобы отдали в итальянскую семью в мае 1998 года из Кировского детского дома, рассказывает, что в течение двух дней был решен вопрос о судьбе сестры, и девочки уже не было в России. Родственники Любы утверждают, что таким же образом была «пристроена» целая группа детишек. Любе было 3,5 годика, когда ее отдали, вроде как в итальянскую семью с рекомендации скандально известной Надежды Фратти.

26 лет семья не может найти девочку — дочь, внучку и сестру. Люба — одна из 1260 детей, которых «пристроила» в иностранные семьи Надежда Фратти с соучастницами преступления. Никто ничего не знает об этих детях до сих пор, не доказана и не отрицается вероятность продажи детей на органы.

С 1993 по 2000 годы в Волгоградской и Пермской областях неизвестное международное агентство «Аркобалено» (с итальянского «радуга») помогало якобы оформлять для постоянного места жительства передачу российских детей в итальянские семьи. Данное агентство чаще интересовали отказные дети. Такими делами в России руководила гражданка России и Италии Надежда Фратти. Она числилась переводчиком, однако, по одному предположению, она была организатором и создателем метода передачи «дети за деньги».

Предположительно, за одного ребенка, устроенного за рубеж, Фратти имела по 2500 долларов (255 тыс. руб.). Часть суммы, по одному из предположений, она платила соучастникам — главному врачу Михайловского дома ребенка Антонине Текучевой, бывшему директору Кировского детдома Татьяне Чаплиной и бывшему специалисту облкомитета по образованию Валентине Герусовой.

Остановила работу этой групппы прокурорская проверка, которая неожиданно обнаружила какие-то несоответствия в документах. Следователи стали искать далее, и уже 30 января 2000 года на Фратти открывают уголовное дело по трем статьям.

Назвать точное число детей, отправленных в Италию, оформленных преступной группой,— трудно. По сведениям следователей, можно предположить, что это были 1260 малышей из детских домов. Фратти и компания орудовали на нескольких территориях, и трудно пока точно назвать число детей. После громко прозвучавшей передачи на телевидении про Фратти Александр Бастрыкин дал указание осуществить проверку этого факта. Идет следствие в трех районах — Волгоградской области, Республике Коми и в Пермском крае.

Более того, после поручения Бастрыкина похожие дела стали рассматривать в других регионах. Так например, возможно, что группа действовала с детьми из Приморского, Пермского и Хабаровского краев, Волгоградской, Курской, Иркутской, Свердловской областей, Республик Коми и Крым.

Юрист и правозащитник Марина Масленникова предположила широкое поле действий группы. После ее подключения прокуратурой были начаты новые расследования. Марина Масленникова опубликовала в своем Telegram-канале сведения, что существует целая сеть агентств по продаже детдомовских детей до сих пор. Как доказательство она выложила в Сеть точные копии с итальянских сайтов с ценой, так сказать, за услугу.

Одной из таких «проданных» в Италию была светленькая девочка Любочка. Пенсионерка ругает себя, конечно, вина ее незначительная — она не смогла быстро оформить опеку и забрать девочку — четвертую свою внучку. Бабушка быстро забрала из учреждения старших сестер Любаши, у нее уже был под опекой старший сын дочери Никита. А вот маленькую Любашу не успела оформить быстро.

«Мы тогда жили в двухкомнатной квартире бабушки, и нас уже было много. Бабушке отказали в опеке из-за жилплощади. Поэтому мы решили, что возьмемся за квартирный вопрос, а Люба пока побудет в детдоме. Бабушка устно договорилась с директором Татьяной Чаплиной, что до школы Любаша поживет там, а мы квартиру разменяем и сразу же ее заберем», — рассказала Даша.

Бабушку попросила прийти для разговора в детдом Чаплинова — директор. Там Чаплинова начала уговаривать бабушку, «что Любу хочет забрать итальянская семья. Вот мол, зачем она вам, ей там будет лучше. Вы же ей никто, а там у нее будут мама и папа».

Бабушка отказалась передавать Любу. Так прошло два дня, а на третий день все узнали, что Любы уже нет в России. Семья сразу же обратилась в СМИ. В органах опеки в один голос все твердили: «Без разрешения итальянских родителей не можем их данных разглашать».

Фратти и ее подельников судили пять раз. В 2002 году Фратти, Герусову, Чаплину и Текучеву суд оправдал за «отсутствием состава преступления». И только в 2010-м, после долгих разбирательств Волгоградский областной суд признал Надежду Фратти виновной по статьям 291 УК РФ («Дача взятки») и 327 УК РФ («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»). Фратти по суду получила четыре года условно и четыре года испытательного срока.Три ее подельницы тоже «заработали» лишь условный срок.