Философы СФУ исследовали ловушку постправды

Изображение: (cc)Elvert Barnes
Согласовать повестку для медиа
Согласовать повестку для медиа

Проблему когнитивного релятивизма, создавшего феномен постправды, исследовали ученые Сибирского федерального университета (СФУ), сообщает 6 июля пресс-служба вуза.

Результаты своего исследования ученые представили в статье «Концептуализация познавательного релятивизма как социально-культурной проблемы», опубликованной в журнале «Вестник Сибирского федерального университета. Гуманитарные и Социальные науки» 2022 15(5).

Вечный вопрос философии об истине, ее критериях и их относительности в XXI веке встал уже перед всем человечеством, захлебывающемся в потоке информации, став важной социально-культурной проблемой, которая проявляет себя на всех уровнях социальных отношений.

Авторы исследования отмечают, что «осознаваемая невозможность для человека в рамках современной культуры определения истинности или ложности социально значимой информации приводит к ее релятивизации», формируя, в том числе феномен постправды.

Современный концепт постправды определяет ее как «обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям» (Oxford Languages, 2016).

Логический позитивизм, ставший одной из ведущих линий философии XX века, и произошедшая от него аналитическая философия пытались разработать язык, который легко отделил бы высказывания, соответствующие реальности, от несоответствующих ей, а бессмысленную информацию от имеющей смысл.

Они не сумели этого сделать, но родился концепт всеобщего эпистемологического релятивизма, который и был обозначен термином «постправда».

Соавтор исследования, доцент кафедры философии СФУ Григорий Илларионов рассказал: «Мы изучили познавательный релятивизм как социокультурную проблему, которая воплотилась в популярной концепции постправды (или постистины). Изучив два взгляда на эту проблему в работах философов Гарри Франкфурта и Стива Фуллера, наш коллектив выделил два возможных подхода: реалистичное отношение к истине, от которого отталкивается Франкфурт, где релятивизм — это чушь, ерунда (bullshit — англ.). И линия Фуллера, где постправда предстает как претензия на обладание критериями истинности, где она — способ утверждения власти».

Постправда не является просто ложью, но по иному сформированной информацией, которую американский философ Франкфурт назвал bullshit — «фигня» или «брехня», уточнил Илларионов.

«Фигню» преподносят тогда, когда изрекающий ее не хочет ни донести правдивую, по его мнению, информацию, ни обмануть, сообщив заведомую ложь, но когда ему «наплевать» на реальное реальное положение дел.

За «фигней» скрывается отсутствие интереса к реальному положению вещей, желание обмануть аудиторию по поводу истинности или ложности своих высказываний, или же намерение скрыть отсутствие связи между предметом высказывания и своими реальными целями.

Так, человек может сказать, что 60% процентов женщин подвергаются домашнему насилию и предлагаемый им закон переломит ситуацию. При этом ему совершенно не важно, сколько в действительности жертв насилия и поможет ли этот закон кому-либо — он уверен, что его политический успех зависит не от фактов, но лишь от активности, с которой он будет продвигать свое заявление.

То есть для bullshit важны не реальность и истинность, а только дискурс, обсуждение, шумиха и зрелище, поясняют философы.

«Реальность масс-медиа», в которой существует bullshit, пишут авторы исследования, описана социологом Никласом Луманом: она оперативно замкнута — не нуждается ни в чем кроме себя самой, и обосновывает себя при помощи себя же.

Так, в XXI веке можно увидеть, как новости в интернете создаются из других новостей и доказываются другими новостями, реальность является лишь темой для дискурса, создается реальность масс-медиа, которая поглощает любую социальную подсистему, которой касается.

В политике этот процесс наиболее заметен, отмечают исследователи. Американский политолог Робертс отметил, что в США медийную публичную политику называют politics, а реальное управление — policy. При этом эти процессы существуют практически независимо друг от друга.

Миру рассказывают о bullshit-экономике американского предпринимателя Илона Маска и криптовалютах, где стоимость чего-либо формируется исключительно медийной шумихой.

Освещение войны в медиапространстве подменяет реальные события войны в умах людей новостями о ней. В свое время французский мыслитель Бодрийяр написал об этом в эссе «Войны в заливе не было».

«Проблема заключается в том, что все попытки проверить, соответствуют ли реальности переполняющие мировые СМИ высказывания, бессильны против bullshit, который в реальности вообще не нуждается. Чем опасна ситуация главенства постправды? Тем, что люди, оказавшиеся в „информационном океане“, могут ориентироваться только на вкусы и личные убеждения. А под поверхностью медиа-океана скрыта забытая реальность, неподконтрольная нашему мнению о ней. И пока человечество играет в информационное общество, где истина и ложь — вопрос правильной подачи, реальность не исчезает. Зато иллюзия власти над реальностью через достоверное знание, зародившаяся в Новом времени, увы, рассеяна. И, как гласит англоязычная идиома, „reality bites“ (реальность ранит)», — заключил Григорий Илларионов.