Ведомства России согласовали эксперимент с применением беспилотных судов
Проект постановления правительства о проведении эксперимента по эксплуатации беспилотных судов под российским флагом с 1 октября 2020 года в ряде регионов России поддержали Минтранс, Минфин, Минэкономразвития, Минприроды и Росморречфлот, сообщает 22 сентября РБК со ссылкой на письмо замглавы Минпромторга Олега Рязанцева, отправленное в Минюст.
В Минпромторге изданию подтвердили поддержку проекта и отметили, что ведомства согласовали также поправки в Кодекс торгового мореплавания и ряд законодательных актов. В законодательство введут понятия и принципы эксплуатации беспилотных судов, специалисты готовят соответствующий законопроект.
Впервые идею автономного судовождения в России описали в 2016 году в «дорожной карте» отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы. В эксперименте планировали участвовать судоходные компании «Росморпорт», «Совкомфлот» и «Пола райз».
К работе над проектом, начатой в начале 2019 года, присоединились ФГУП «Космическая связь», Политехнический университет Петра Великого и другие организации, работающие в направлении автоматизации судов. Минпромторг в сентябре 2019 года заключил с компанией «Кронштадт Технологии» контракт на «разработку единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения», выделив на это 310,5 млн руб.
В рамках НТИ подготовили нормативную базу, которую планируется утвердить в течение осени. Согласно проекту постановления, эксперимент будет проходить с 1 октября 2020 года до 31 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Мурманской, Ростовской, Сахалинской областях, а также в Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях.
Минпромторг получит возможность использовать результаты эксперимента при организации производства и установки на судах систем автоматического и дистанционного управления. Как отметил гендиректор отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы Александр Пинский, основной целью проекта является предоставление возможности любой судоходной компании с января 2021 года оснастить свое торговое или техническое судно под флагом России системами автономного судовождения и легально использовать их в коммерческой деятельности.
«Мы не изобретаем новые сущности, а берем весь набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту в части судовождения международной и национальной регуляторикой, и последовательно, одну за другой, исполняем каждую функцию в автоматическом и дистанционном режиме», — пояснил Пинский.
По оценке Пинского, автономного вождение позволит судоходным компаниям сократить 15–30% операционных затрат. Кроме того, можно будет покрыть дефицит высококвалифицированных моряков, который сейчас достигает 20% от необходимого числа работников.
Со ссылкой на представителя «Росморпорта» отмечается, что компания выделила для проекта два технических судна, но о результатах работы пока говорить рано. Представитель «Совкомфлота» не ответил на вопросы на момент публикации.
По словам советника компании «Пола Инвест», которая входит в ту же группу компаний, что и «Пола райз», Виталия Клюева, группа выделила для эксперимента одно новое судно. Планируется осуществить несколько рейсов, «переведя судно в автономный режим с мониторингом за ним и управлением при необходимости с берега, из центра в офисе».