1. Война идей
  2. Война цифровых экосистем
Москва, / ИА Красная Весна

Сурков: вожди и толпы покинут историческую сцену, на нее выйдут машины

Изображение: Григорий Фадеев © ИА Красная Весна
Владислав Сурков
Владислав Сурков

Статью с описанием жизни человечества через сто лет написал экс-помощник президента РФ Владислав Сурков. 11 октября материал, рассказывающий о том, как место вождей и масс займут машины, опубликовал ресурс «Актуальные Комментарии».

«В результате неизбежной цифровизации и роботизации политической системы возникнет высокотехнологичное государство — безлюдная демократия. Главной особенностью безлюдной демократии станет резкое снижение роли человеческого фактора в политическом процессе. Вожди и толпы постепенно покинут историческую сцену. А выйдут на нее машины», — утверждает автор.

Сурков начинает статью с рассуждения о том, что память о прошлом примерно равна по степени своего влияния на настоящее мечтам и грезам о грядущем.

Оговорив, что изменения политической жизни копятся неспешно и незаметно, и что ближайшую сотню лет можно пропустить, Сурков предлагает перейти к описанию ситуации после переходного периода, который, как он полагает, будет сопровождаться рядом войн, возможно, глобальных и, возможно, атомных.

Кризис политического представительства, наблюдаемый уже сегодня, полагает он, основывается как на возможности исключить посредников из процесса донесения воли народа властям, так и на «более путанных сигналах», идущих снизу. В качестве причины затуманенности подаваемых народом сигналов Сурков называет действия интернет-троллей, фейковых аккаунтов и ботов.

Такой взгляд на реальность вынуждает его обратить внимание читателя на то, что алгоритмы уже довольно эффективно распоряжаются средствами глобальных инвесторов и постулировать, что политические практики не сложнее финансовых транзакций. Если люди готовы доверить машине самое дорогое, — деньги, говорит Сурков, то тем проще им становится делегировать искусственному интеллекту вопросы выбора, законотворчества, функционирования исполнительной власти, судебные и арбитражные тяжбы, дискуссии и даже протестные акции. При этом себе, утверждает он, человек оставляет комфорт и покой.

Политическая карьера Владислава Суркова началась в 1999 году в роли заместителя руководителя администрации президента. Последние 7 лет Сурков выполнял функции помощника президента России.

Комментарий редакции

В основе такого представления лежит уверенность, что самое дорогое для людей — это деньги, что они разменивают готовность к подвигу, страданиям и смерти на комфорт. Убежденность в ничтожности каждого отдельного представителя «масс» и их неспособности к взаимодействию порождает тезис о том, что волю народа по силам «затуманить» и перекричать интернет-троллям и ботам.

Нежелание вкладываться в народ порождает стену недоверия между ним и властью, нежелание прислушаться и услышать очевидные вещи порождает взаимное чувство обманутых ожиданий и разочарования. В этих условиях желание жить и соблазн добиться результата «на халяву», не то чтобы без жертвы, но даже без труда, порождает надежду и соблазн. Будь это соблазн на цифровизацию или на какой иной гуманитарный проект, к примеру, «великий инквизитор», — не очень важно.

Фактом является то, что пребывание в таком состоянии порождает туманность мысли, не позволяет понять, что уходящий океан христианской культуры обнажает темные скалы древних и совсем антигуманных культов, не подразумевающих не только общества какого-то там потребления, но и (сколь угодно ущербной) электронной демократии.