Академия наук Армении раскритиковала сомнения об армянских храмах Карабаха

Армянский монастырь Дадиванк IX–XIII вв. в Нагорном Карабахе
Армянский монастырь Дадиванк IX–XIII вв. в Нагорном Карабахе

Христианские памятники исторического Арцаха (Карабаха) специалисты изучают уже более века и ни у кого, кроме как у пытающихся исказить историю дилетантов, происхождение этих памятников не вызывало вопросов. Об этом говорится в опубликованном 23 февраля заявлении Академии наук Армении.

Таким образом армянская Академия наук отреагировала на создание властями Азербайджана рабочей группы по изучению храмов Карабаха, целью которой является выявление так называемых «фальшивых надписей, добавленных армянами на албанских христианских памятниках».

В академии подчеркнули, что храмы и монастырские комплексы Амарас, Дадиванк, Гандзасар, Хатраванк, Гтчаванк, храм Казанчецоц в Шуши являются ключевой и неотъемлемой частью армянской архитектуры. Своей композицией и орнаментами они неразрывно связны с храмовыми строениями в областях Сюник и Айрарат. Это подтвердили в том числе зарубежные исследователи армянской средневековой архитектуры Жан-Мишель Тьерри (Франция), Паоло Кунео (Италия) и другие.

На памятниках в Карабахе невозможно найти ни одной подложной надписи, стилизованной под грабар (древнеармянский) того времени, отметили ученые. Международный опыт располагает множеством средств для мгновенного выявления таких подделок, но ничего подобного в Карабахе зафиксировано не было.

О подлинности надписей также свидетельствуют места на стенах, где они делались: при освящении церкви надписи наносились в строго определенных местах, и позднейшие надписи (если бы таковые и были) пришлось бы делать в другом месте.

Это касается не только надписей, сделанных при основании храма, но и выполненных при его перестройках, а также при получении даров для храма от мирских покровителей. Наконец, факты, отраженные в надписях, сочетаются с текстами сотен средневековых рукописей Арцаха, сделанных примерно в то же время, пояснили ученые.

Поэтому, если архитектура и надписи никоим образом не позволяют назвать эти храмы албанскими, то азербайджанской стороной был избран путь уничтожения этих надписей. «Тем более, что опыт уничтожения армянского культурного наследия в Нахичевани у Азербайджана уже есть», — говорится в заявлении Академии наук Армении.

Однако ученые предупредили о том, что все изображения, а также характеристики архитектуры храмов Арцаха задокументированы, и факты вандализма неминуемо будут выявлены.

«Если даже на нынешней оккупированной территории Карабаха будет сделана попытка уничтожения храмов, то, так или иначе, реальные фотографии и замеры этих памятников с переводами на русский и другие языки останутся обвинением в культурном геноциде Азербайджана», — подчеркнуто в заявлении.

В своем заявлении Академия наук Армении напомнила, что Нарский документ о подлинности (The Nara Document on Authenticity) предполагает признание основополагающих принципов ЮНЕСКО, по которому ответственность за сохранение памятников культуры предписывается той общине, которая их создала. В преамбуле к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей отмечено и в руководстве ЮНЕСКО для военнослужащих по защите культурных ценностей 2016 года подтверждено, что в случае вооруженного конфликта памятники культуры должны сохраняться, как незаменимая часть идентичности всего человечества.