1. Социальная война
  2. Разрушение образования
Париж, / ИА Красная Весна

Непрекращающаяся реформа. Почему бастуют французские учителя

Жак-Луи Давид. Гомер читает стихи грекам. Фрагмент. 1794
Жак-Луи Давид. Гомер читает стихи грекам. Фрагмент. 1794

В забастовке против разрушения системы национального образования приняли участие до 11% учителей средних школ Франции 12 ноября, по данным Министерства образования Франции, сообщает корреспондент ИА Красная весна.

В Париже также прошла манифестация, в которой приняли участие около 4000 человек. И если парижские школы продолжали функционировать по крайней мере в виде группы продленного дня, то в Марселе, а также департаментах Сен-Сен-Дени и Валь-де-Марн, особенно в самых неблагополучных кварталах, школы были закрыты.

Забастовки в последнее время проходят во Франции регулярно, параллельно с непрекращающейся реформой образования. Что же волнует французских учителей, только ли отказ от индексации зарплат и пенсионная реформа? Наш корреспондент поговорил с участником манфестации учителем математики с многолетним стажем, назовем его Марк.

По словам участника, на наших глазах происходит разрушение национального образования, причем касается это не только уменьшения финансирования и сокращения часов преподавания, но самой структуры, когда базовые знания предмета подменяются «междисциплинарными исследованиями», составлением презентаций в power point, отчетами о профессиональных стажах и поверхностной, ненужной информацией.

Одновременно происходит изменение критериев оценки знаний. Под нажимом МЕДЕФ (Движения французских предприятий), занимающегося продвижением интересов патроната, Министерство образования заставляет учителей оценивать не знания, а компетенции, такие как работоспособность, способность к счету, размышлению, анализу, гражданскую позицию и прочие субъективные факторы. Понятно, что эти компетенции не имеют никакого отношения к освоению программы. Кроме того, на основании оценки компетенций на ученика с младших классов ведется досье, которое сыграет роль при поступлении в ВУЗы. Ни ученик, ни родители, как правило, доступа к этому досье не имеют.

Не секрет, что во Франции один и тот же учитель ведет такие предметы как география и история, физика и химия, а ботаника, зоология, анатомия и биология объединены в один предмет «Наука о жизни на земле». Теперь, в связи с сокращением постов Министерство образования настаивает на том, чтобы учителя вели другие не соприкасающиеся друг с другом предметы. Кроме того, в связи с уменьшением числа служащих школьной администрации, на учителей возложены несвойственные им административные задачи.

Учителя, работающие в неблагополучных районах, находятся в еще более сложной ситуации, так как любая возможность воспитательного воздействия на ученика попросту запрещена. Совершенно непонятно, как в таких условиях передавать знания.

Временщики от образования плотно взялись за «регионализацию» национального образования, когда программы, критерии оценки и образовательная политика в целом отдается на откуп администрации региона. Таким образом, о едином национальном образовании можно будет вскоре забыть. Разрушение единых правил и размывание критериев будет способствовать дальнейшему расслоению населения.

«Вся реформа образования сводится к отказу от социальной ответственности государства в области образования, причем эти „нововведения“ проводятся путем приказов, под давлением крупного капитала и без обсуждения в экспертной среде»,  — объясняет Марк.

На вопрос корреспондента, почему при таком масштабе проблемы многие учителя не поддерживают протестное движение, учитель поясняет, что они просто не хотят проблем с Инспекцией.

Напомним, что «ликвидационное», как его называет лево-патриотическая часть граждан Республики, правительство Макрона заявило о сокращении 120 000 мест государственных служащих в ближайшие 5 лет. Таким образом, французское образование лишится 12 000 учителей средних школ и 7 000 преподавателей профессиональных лицеев.

Напомним также, что эксперты с начала реформ говорят о катастрофическом падении образования во Франции. По словам социолога Франсуа Дюбе, французская система образования «не справляется с воспитанием и образованием». Местные СМИ пишут о том, что уровень французских школьников «не перестает падать», особенно в точных и естественных науках. Об этом же говорят и результаты международных тестов, таких как Timms (Тренды в преподавании математики и естественных наук), Pirls (Международная оценка знаний в младшей школе) и другие.