24
март
2018
  1. Социальная война
  2. Реформирование системы образования в РФ
Москва, / ИА Красная Весна

Профессор МГУ: обязательный список литературы — оправдан

Дополнительные занятия в школе
школевзанятияДополнительные
Дополнительные занятия в школе
Изображение: Дмитрий Пускин

Обязательный список литературы для изучения в школе — оправдан, заявил профессор филологического факультета МГУ Дмитрий Ивинский в своей статье «О новом литературном „стандарте“, полемике вокруг него и уже сформированной реальности новой российской школы» 22 марта. Ивинский отреагировал на открытое письмо противников нового школьного стандарта по литературе.

Ранее было распространено открытое письмо, которое подписали около 700 специалистов и учителей, выступающих с критикой разрабатываемого минобром стандарта. Подписантов не устроил объем списка: 235 произведений, которые предполагается пройти за 5 лет обучения (большую часть программы составляют лирические стихотворения, рассказы, небольшие поэмы и повести). Кроме того, подписавшие письмо учителя, преподаватели вузов и методисты считают недопустимым жесткое привязывание произведений к возрасту учеников.

«В школах, где еще остаются минимально вменяемые учительские кадры, сознающие ответственность не только перед начальством, но и перед культурой, они [собственные программы учителей] могут быть благом <...>, но там, где таких кадров нет, неизбежная отсебятина только усугубляет бедственную ситуацию, вплоть до того, что под вопросом оказывается единое образовательное пространство страны», —считает профессор-филолог.

Настоящие перемены в российской школе невозможны без отказа от Болонской системы, убежден Дмитрий Ивинский: «Пока данная ситуация (наличие Болонской системы — прим. ИА Красная Весна) сохраняется, все остальное несущественно: можно сколько угодно переписывать стандарты, разглагольствовать о преимуществах различных оптимизационных мероприятий или о „возвращении к корням“ и т. п., делая вид, что „процесс“, который, естественно, „идет“ и в каком-то смысле близок к завершению, зависит от частностей, от того, что изложено на бюрократическом волапюке (искусственном языке — прим. ИА Красная Весна)и/или от того, как именно он эволюционирует. На сегодняшний день обычный школьник в обычной школе уже гарантированно лишен возможности полноценного подключения к национальной гуманитарной традиции».

Дмитрий Ивинский убежден, что уровень изучения всех преподаваемых в школе дисциплин должен проверяться на государственных выпускных экзаменах. Для этого необходимо разделить выпускные школьные экзамены и вступительные университетские. «Сделать же все это, не сняв „флажки“ „болонской системы“, не оперевшись на возможности национальной образовательной традиции, невозможно: именно под специфический российский вариант этой системы отформатирована нынешняя школа, а в значительной мере и университеты», — резюмировал профессор МГУ.

Напомним, выступая на президиуме Общества русской словесности 21 марта министр образования РФ Ольга Васильева высказалась в защиту разрабатываемого стандарта по литературе. Васильева подчеркнула, что включенные в стандарт произведения воспринимаются российским обществом как культурная норма.

Ранее профессор Ивинский обосновал необходимость срочно менять положение дел со школьным обучением в письме к министру образования Дмитрию Ливанову. Письмо было подписано ведущими профессорами МГУ.

В 2015 г. Ивинский выступил на II Внеочередном съезде «Родительского Всероссийского Сопротивления», посвященном обсуждению нарастающей катастрофы в отечественном образовании и путях ее преодоления.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER