По мнению шефа московского бюро Washington Post Антона Трояновского, речь Лукашенко — это попытка добиться сочувствия от Кремля, который в этот раз не сразу выступил в его поддержку

«Вызывающее поведение». В США оценили действия Александра Лукашенко

Ян Минсе Моленар. Пять чувств. Осязание. 1637
Ян Минсе Моленар. Пять чувств. Осязание. 1637
Ян Минсе Моленар. Пять чувств. Осязание. 1637

Американские СМИ единодушны в оценке речи белорусского президента Александра Лукашенко, который 26 мая обвинил Запад в ведении «гибридной войны» против Белоруссии и заявил, что действовал при посадке самолета Ryanair в соответствии с законом. Но некоторые идут в вопросах «кто виноват?» и «что делать?» немного глубже банальной и привычной русофобии.

Вызывающее поведение

«Именно такого вызывающего поведения и следовало ожидать от человека, которого прозвали „последний диктатор Европы“», — отреагировал американский телеканал CNBS. Отметим, что определение «вызывающий» звучало в отношении речи белорусского лидера в большинстве англоязычных СМИ.

Виноватой Россию считают не все

Лидеры Соединенных Штатов и Европы ищут способы усилить изоляцию Лукашенко, который «отмахнулся» от предыдущих раундов западных санкций — в основном, санкций против отдельных чиновников, подчеркнуло агентство Reuters. По мнению обозревателей агентства, «Запад также опасается расстроить Москву, которая рассматривает Беларусь как стратегически важный буфер».

При этом Белый дом заявил, что президент США Джо Байден обсудит инцидент со снятием Протасевича с самолета с президентом России Владимиром Путиным на саммите в следующем месяце. В администрации американского президента добавили, что Вашингтон не считает, будто Москва принимала участие в этом инциденте.

Американская газета New York Times тоже непривычно мало нападает на Россию — беря пример с беглой белорусской оппозиции, которая призывала западные правительства сосредоточиться на Минске, а не на Москве.

Некоторые западные политики, отмечает NYT, например сенатор-республиканец Бен Сассе от штата Небраска, призвали ввести санкции в отношении России в связи с инцидентом с Ryanair. Лукашенко, как заявил сенатор 24 мая, «в туалет не сходит, не спросив разрешения Москвы».

Газета взяла по телефону интервью у старшего помощника Светланы Тихановской Франтишека Вечёрко, который утверждает, что в Кремле «ненавидят Лукашенко» и терпят его только пока «нет никого более прорусского».

«Лукашенко никого не слушает, — заявил Вечёрка, отвергнув версию о том, что белорусский президент должен был получить разрешение Кремля, прежде чем опустить самолет Ryanair. — Он абсолютно непредсказуемый, довольно импульсивный человек». По мнению шефа московского бюро Washington Post Антона Трояновского, речь Лукашенко — это попытка добиться сочувствия от Кремля, который в этот раз не сразу выступил в его поддержку.

New York Times сослалась на еще одного белорусского оппозиционера — экс-дипломата Павла Слунко, который утверждает, что «Лукашенко будет всячески стараться избежать дальнейшей зависимости от Москвы». Но именно в этом направлении его и толкает изоляция со стороны Запада, которая не позволяет белорусскому президенту сидеть на двух стульях, сталкивая Запад и Россию лбом, считает Трояновский.

При этом противники Лукашенко настаивают на том, чтобы Соединенные Штаты и Европа ввели дополнительные санкции против Беларуси, которые еще больше изолировали бы ее и, возможно, спровоцировали бы раскол в элите. Помощник Тихановской сообщил, что в начале недели она почти 40 минут разговаривала по телефону с советником Байдена по национальной безопасности Джейком Салливаном.

Влиятельные друзья

The Washington Post говорит о закрытом заседании Совбеза ООН в среду по инциденту в Белоруссии, а также отмечает, что НАТО осудило произошедшее как нарушение норм гражданской авиации и создание опасности для жизни пассажиров и экипажа, а также призвало к освобождению задержанных. Журналисты называют реакцию Североатлантического альянса «относительно сдержанной» и утверждают, что у Лукашенко остались «влиятельные друзья» даже помимо «верного сторонника» России.

«Турция использовала свое право вето, чтобы заблокировать любые практические шаги против Минска, который сохранил свое формальное партнерство с альянсом, по словам двух дипломатов, которые говорили на условиях анонимности», — сообщает газета.

Это другое

Журналистка Foreign Policy Наталья Антонова решила ответить на слова американского эксперта Гленна Гринвальда, сравнившего инцидент с Ryanair с посадкой самолета боливийского президента Эво Моралеса в Австрии, поскольку на борту по ошибке ожидали увидеть Эдварда Сноудена.

«Сравнение неискреннее. Не было никакой угрозы взрыва бомбы, нацеленной на Моралеса. Посадка его самолета не проводилась в качестве инструмента подавления протестного движения и не включала в себя терроризирование пассажиров гражданского самолета. И даже если вам не нравится предполагаемое участие США в этом деле, как это оправдает данное событие?» — пишет Антонова.

Автор статьи вспомнила также слова покойного Бориса Немцова про Лукашенко: «Мне кажется, что Лукашенко это такой славянский Каддафи, то есть, он беспредельщик. И у меня такое ощущение, что там бархатной революции не может быть».

Антонова согласна с его оценкой и считает, что для изменения ситуации надо как-то вытащить белорусов из страны. Например, как предлагает журналист Бен Арис, позволить им свободно работать в Евросоюзе.

Видимо, чтобы пополнить ряды оппозиции в изгнании.