ЦБ: из-за долгого звонка или СМС денежный перевод банк может заблокировать
Блокировать денежные переводы на два дня должны будут российские банки, если клиент получил много СМС или вел продолжительные звонки, сообщает 12 июля РБК со ссылкой на представителя ЦБ.
В публикации говорится, что это будет происходить, начиная с 25 июля, только в том случае, если сотовый оператор передал данному банку информацию о подозрительных длительных звонках или СМС-сообщениях с новых адресов, которые клиент получил до совершения денежной операции. Считается, что это может говорить о том, что какие-то мошенники пытаются завладеть денежными средствами.
Как объяснил представитель ЦБ, эти меры обязательными для банков не являются. Их должны будут соблюдать только банки, заключившие коммерческие договоры с сотовыми операторами о предоставлении необходимой информации.
«Такая процедура относится к операционной деятельности банков, в которую Банк России не вмешивается», — подчеркнул представитель ЦБ.
Согласно приказу ЦБ, опубликованному 11 июля, существуют критерии мошеннических денежных переводов, которые должны учитывать банки для блокировки операций.
1. Если о признаках мошеннического перевода банк узнал от иных сторонних организаций.
2. Если клиент пытается перевести денежные средства на счет, который до этого антифрод-системы банков внесли в перечень мошеннических.
3. Если по любым каналам банку стало известно, что против получателя денежных средств возбуждено уголовное дело.
Отметим, с 2018 года действует разработанный специалистами банковской системы перечень признаков переводов без согласия клиента. Это переводы на счета или с использованием устройств, информация о которых содержится в базе данных ЦБ, если характеристики денежного перевода (объем отправляемых денежных средств, место проведения операции, устройство, с которого она совершается и т. п.) нетипичны для клиента.
При выявлении операции по переводу средств, которая отвечает вышеперечисленным критериям (как ранее введенным, так и новым), банки должны будут на два дня приостановить денежные переводы, а затем — связаться с клиентом для выяснения, совершает он перевод добровольно или под действием внешних факторов, под воздействием злоумышленников.
«Если после приостановки операции клиент подтвердит перевод или совершит операцию повторно, то банк обязан незамедлительно исполнить его распоряжение», — сказал представитель ЦБ.
Тем не менее, если перевод совершается на счет из специальной базы «мошенников» ЦБ, то он всё равно приостанавливается на два дня.
«Банк должен уведомить клиента, что его перевод приостановлен или ему отказано в совершении повторной операции, указать причину и срок приостановки (отказа). После истечения двухдневного „периода охлаждения“ банк обязан незамедлительно принять к исполнению подтвержденное распоряжение клиента или совершить последующую повторную операцию», — уточнил представитель регулятора.