Научный руководитель ИКИ РАН рассказал о главной цели проекта «Луна-25»
Предысторию миссии «Луна-25» и ее главную цель раскрыл научный руководитель Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), научный руководитель первого этапа российской лунной программы академик РАН Лев Зеленый в интервью, опубликованном 28 июля пресс-службой ИКИ РАН.
На август 2023 года намечен запуск с космодрома Восточный с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» первой в современной истории России автоматической станции «Луна-25». Станция должна мягко прилуниться в окрестностях Южного полюса естественного спутника Земли с тем, чтобы изучать там лунные реголит и экзосферу.
На вопрос, зачем России нужно возобновление полетов на Луну, научный руководитель ИКИ РАН указал, что в настоящее время в мире наблюдается настоящий ажиотаж вокруг Луны, и одной из его причин является «возможная добыча лунных ресурсов, в первую очередь, редкоземельных металлов, связанных с металлическими метеоритами, которые сталкивались с Луной в ходе ее эволюции».
Также интерес для потенциальных освоителей лунных ресурсов представляют запасы водяного льда на ее полюсах, о которых рассказали данные, полученные российским научным прибором ЛЕНД («Лунный исследовательский нейтронный детектор», Lunar Exploration Neutron Detector), работающий на борту межпланетного аппарата NASA «Лунный исследовательский орбитер»/Lunar Reconnaissance Orbiter (ЛРО/LRO).
Именно данные ЛЕНДа, работающего с 2009 года, стали основополагающими при выборе текущей концепции исследования, которой стала именно «полярная Луна», отметил Лев Зеленый.
Но тогда в России медленно разрабатывался Институтом геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН (ГЕОХИ) лунный проект «Луна-Глоб». Проект предусматривал исследование внутреннего строения Луны с помощью ударных зондов — пенетраторов.
Предполагалось, что пенетраторы будут с большой скоростью внедряться в лунный грунт в трех или четырех точках. На них будут установлены сейсмические датчики, данные с которых через ретрансляторы будут передаваться на Землю.
По этим данным ученые определили бы размер ядра Луны, который, в свою очередь, помог бы понять историю происхождения этого спутника Земли. Для фундаментальной науки этот эксперимент дал бы очень важные сведения, считает ученый.
К сожалению, в России 1990-х годов таких организаций, которые смогли бы изготовить пенетраторы, уже не существовало. Японские пенетраторы не выдерживали необходимой ударной нагрузки в 300–400 g, возникающей при столкновении с лунной поверхностью. Не решили эту проблему и английские специалисты, что привело к остановке проекта «Луна-Глоб» к концу нулевых годов.
«Но как раз в это время мы получили данные нашего нейтронного телескопа ЛЕНД», — продолжил рассказ о предыстории проекта «Луна-25» Лев Зеленый.
ЛЕНД дал первую более-менее подробную карту распределения на Луне водяного льда. Причем было установлено наличие воды не только в «холодных ловушках» (постоянно затененных местах внутри полярных кратеров), но и за их пределами.
Ученые, осознав, что ключевую роль в освоении Луны будет играть именно наличие водяного льда, оперативно предложили новую лунную программу по исследованию полярной Луны, которая получила поддержку руководства страны.
Работа над новой программой началась примерно в 2011–2012 ходах. Ученые, по словам академика РАН, «от академического изучения строения Луны в интересах, как говорят, фундаментальной науки, перешли к практическому изучению запасов лунной воды». Предполагалось, что станция полетит на Луну в 2016 или 2017 году.
Лев Зеленый отметил, что гордится своей инициативой продолжить нумерацию советской серии станций для изучения естественного спутника Земли, и новая станция стала называться «Луна-25».
«„Луна-25“ планируется первым аппаратом в новой серии. Разработка следующих аппаратов уже шла в рамках программы „Луна-Ресурс“. „Луна-26“ — это искусственный спутник Луны. „Луна-27“ — более сложная посадочная станция с бурильной установкой. „Луна-28“ должна доставить грунт, но не как советские „Луны“, а с сохранением летучих компонентов, в том числе водяного льда», — рассказал академик.
Он отметил, что за последнее время концепция «полярной Луны» стала всеобщей. Туда собирается лететь «целая орава» космических аппаратов. «Американцы заключили контракт с четырнадцатью разными компаниями по доставке посадочных станций к Луне, и эта программа тоже начинает реализоваться. Совсем недавно, в середине июля, стартовал индийский лунный посадочный аппарат Chandrayaan 3 с теми же задачами, его посадка запланирована на 22 августа», — сообщил Лев Зеленый.
«Но я надеюсь, что мы первыми сядем в околополярную область и проведем первые прямые эксперименты по изучению и поиску воды. Это будет тот базис, от которого потом будут отталкиваться уже все. Так что успешный полет „Луны-25“ будет значить очень и очень многое, и важен не только для чистой фундаментальной науки», — заключил научный руководитель ИКИ РАН.