Ради спасения Макрона новый премьер-министр должен "выжить". Мнение

Изображение: (сс) Thomas Faivre-Duboz
Елисейский дворец
Елисейский дворец

Спасение президента Франции Эммануэля Макрона от отставки стало главной миссией премьер-министра страны Франсуа Байру, заявил Артур Шевалье, писатель, издатель и обозреватель, 24 декабря пишет французский журнал Le Point.

Когда говорят о репутации премьер-министра Франции, то, как правило, не всегда бывают объективны. Для Франсуа Байру рейтинг популярности, по мнению ряда политиков, не просто катастрофический, он даже рекордно низкий. Многие в этом видят свидетельство истощения режима, старающегося на протяжении вот уже 30 лет направлять все усилия на поддержание политического равновесия в стране, вместо удовлетворения общественного мнения и проявления заботы о государстве. Однако, как заметил Артур Шевалье, вопреки распространенному мнению, премьер-министры не всегда бывают непопулярными.

Например, бывший президент Франции Шарль де Голль был более популярен, чем его премьер-министры. Но, если дело доходило до сравнения, то генерал, не являлся надежным эталоном (un étalon fiable). Жорж Помпиду, сменивший генерала Шарля де Голля на президентском посту, не был непопулярен, но его премьер-министра Жака Шабан-Дельма обожали.

Однако, обожания оказалось недостаточно, чтобы стать президентом Франции в 1974 году. Он стал всего лишь третьим с 15% голосов избирателей. Попытка из премьер-министра превратиться в президента не удалась.

В дальнейшем политическая жизнь Франции часто подтверждала тот факт, что должность премьер-министра была хорошим местом. Но это было до тех пор, пока он не стремился стать президентом Республики. Все объяснялось самой сутью Пятой республики. Глава государства, обладающий высшей легитимностью, все сводил к горизонтальному управлению. Хотя не исключался такой момент, когда глава правительства мог способствовать поднятию популярности главы государства, то есть легитимности Эммануэля Макрона, в нашем случае, отметил обозреватель.

Франсуа Байру мог быть бессильным в силу своего положения. Но Макрон нет, так как его превосходство определялось не государственными институтами, а французами. Именно они могли простить ему бесконечно больше, чем любому главе правительства. В итоге ни один из арендаторов Матиньона, резиденции главы французского правительства, будь он самый талантливый и способный, не мог свернуть президента Республики. Французы, как подчеркнул писатель, при том, что им нравилось ненавидеть своих президентов, никогда не доходили до такой степени, чтобы видеть их побежденными премьер-министром.

«Во Франции равенство распространяется на всех, кроме президента», — подчеркнул Артур Шевалье.

Франция, по его словам, больше верит в людей, а не идеи. Но, если вернуться к теме отставки Макрона или его импичмента, то, если бы это все же случилось, то, по мнению писателя, это нанесло бы ущерб не его личности и даже не престижу должности, а самой должности.

При этом Пятая республика не может позволить себе роскошь уничтожить то, что оправдывает ее существование. Прецедент был бы катастрофическим. Исходя из этого, судьба Франсуа Байру имела значение только относительно судьбы главы государства.

«Премьер-министр должен выжить, чтобы президент был жив. Не из любви к Эммануэлю Макрону, вопрос здесь не в этом, а потому, что это его долг как француза»,  — отметил Артур Шевалье в заключение.