В ТПУ получили образцы экологичного авиатоплива из биосырья

Изображение: (cc) Павел Андрющенко
Томский политехнический университет
Томский политехнический университет

Первые образцы авиационного биотоплива для гражданской авиации синтезировали в лабораториях из растительных масел и промышленных отходов нефтеперерабатывающих заводов ученые Томского политехнического университета (ТПУ), 15 октября сообщает пресс-служба вуза.

Новое топливо более устойчиво к термоокислению и легче дистиллируется по сравнению с традиционными топливами. Это делает синтез топлива легким, а само топливо в процессе его использования — стабильным к окислению.

Исследователи ТПУ уже получили характеристики сжигания образцов биотоплива, протестировав их на лабораторных стендах. Результаты показали, что новое топливо соответствует основным нормам, которые предъявляются к авиационному топливу.

Образцы синтезировались на установках каталитического крекинга, гидрокрекинга и синтеза Фишера-Тропша (превращение синтез-газа в смесь жидких углеводородов), где в качестве биосырья использовались различные виды масел — талловое (побочный продукт при производстве целлюлозы в основном из хвойных деревьев), рыжикового (из семян рыжика посевного, масличной культуры), рапсовое, отходы кулинарных масел, а также отходы нефтеперерабатывающих заводов, смешанные в разных пропорциях с маслами.

В дальнейших планах у ученых — расширение сырьевой базы.

Профессор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Дмитрий Глушков рассказал о полученных образцах:

«На данный момент речь идет о нескольких десятках миллилитров керосина. Синтезируя биотопливо, мы получаем промежуточный продукт, который необходимо фракционировать для выделения керосиновой фракции. Этого объема хватает, чтобы определить основные физико-химические свойства и химический состав топлива».

Синтезированный продукт имеет относительно низкое содержание ароматических компонентов, которые ответственны за образование сажи при горении. Это означает, что топливо из него будет более экологичным за счет снижения вредных выбросов в окружающую среду.

Другими достоинствами нового авиационного биотоплива, создаваемого исследователями ТПУ, являются простота синтеза и повышенная термоокислительная стабильность при полном соответствии по нормативным показателям строгим требованиям, которые предъявляются к традиционному топливу. Также использование для синтеза альтернативного топлива смесевого сырья позволит утилизировать отходы нефтеперерабатывающих заводов.

«Согласно стандарту, биотопливо должно отвечать таким же требованиям, как и традиционное углеводородное топливо. Однако можно выделить несколько преимуществ нашего продукта. Наше биотопливо обладает лучшей термоокислительной стабильностью, что минимизирует окисление топлива и изменение его характеристик во время полета, когда его используют в качестве теплоносителя. Также биотопливо характеризуется лучшими показателями дистилляции, что влияет на снижение длительности процесса подготовки топливной смеси», — добавил Дмитрий Глушков.

Результаты исследования образцов ученые ТПУ представили на XXII Менделеевском съезде по общей и прикладной химии, проходившем на федеральной территории Сириус с 7 по 12 октября.

В настоящее время специалисты томского политеха проводят аналитические исследования образцов полученных биотоплив, различных по составу исходного материала, чтобы определить самые перспективные, способные конкурировать с традиционным углеводородным топливом.

В планах исследователей синтез таких объемов биотоплива, которых будет достаточно для проведения сравнительных испытаний на малогабаритных авиационных двигателях.