1. Классическая война
  2. Ядерное разоружение
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Американский исследователь сообщил о повышении риска ядерной войны

Изображение: Цитата из к\ф «Система безопасности». Реж. Сидни Люмет. 1964. США
Американцы планируют ядерный удар по СССР
Американцы планируют ядерный удар по СССР
Американцы планируют ядерный удар по СССР

Рост возможностей государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по противодействию системам контроля и командования над ядерными силами противника (NC3) повышает риск развязывания ядерного конфликта, заявил директор Asia-Pacific Leadership Network (APNL) Питер Хейс 10 сентября в своем исследовании, пишет Breaking Defense.

Хейс в отчете «Ядерное командование, контроль, связь в Азиатско-Тихоокеанском регионе» сравнил системы NC3 шести ядерных держав АТР: России, Китая, Индии, Северной Кореи, Пакистана и США. Исследователя обеспокоило наращивание ядерных сил азиатскими странами, сопровождаемое развитием все более эффективных средств противодействия NC3. По мнению эксперта, это делает более привлекательным нанесение сторонами первого удара.

Противодействие командным системам противника, по мнению Хейса, прежде всего представляет собой кибератаки на системы управления и создание помех для спутников, которые обеспечивают доведение команд до стратегических сил, раннее предупреждение о стартах межконтинентальных баллистических ракет и дистанционное зондирование.

По мнению аналитика, все большее недоверие между державами, в сочетании с разработкой средств парализации систем управления противника, резко повышает риск ядерной войны из-за случайности или перехода конфликта с применением конвенциональных вооружений к неконтролируемой эскалации.

Исследование APLN показывает, что инциденты, которые могли бы перейти в ядерную войну, происходят между странами-обладательницами ядерного оружия в среднем раз в три года. Наиболее опасной Хейс считает кибератаку на сеть радиостанций, спутников, компьютеров и командных терминалов, которые связывают высших должностных лиц с командующими стратегическими силами.

Аналитик отмечает, что проблема с уязвимостью NC3 несколько лет волнует Пентагон и это нашло отражение в положении в Законе о государственной обороне США на 2021 год. Согласно документ, необходима разработка нового плана кибербезопасности NC3.

Хейс обращает внимание на то, что все договоренности по стратегическим ядерным силам предполагали вовлечение лишь двух сверхдержав — США и СССР, а позже Россию. Нет понимания, совпадает ли взгляд Пекина на ядерное сдерживание с подходами Москвы и Вашингтона, отмечает он.

Аналогичные проблемы, добавляет исследователь, относятся к Индии, Пакистану и КНДР. Потому, по мнению исследователя, необходим диалог между США и Китаем, направленный на укрепление «стратегической стабильности». Сотрудник APLN призывает начать диалог о стандартах прозрачности и состоянии NC3 как можно скорее.

В число обсуждаемых пунктов он включает предложения сторонам отказаться от нанесения ударов по высшему командованию страны-оппонента, неразмещение ядерного оружия вблизи от командных пунктов и систем предупреждения о ракетном нападении, не использования совместно обычных и стратегических систем связи.

Однако, считает автор, заставить все ядерные державы согласиться с перечисленными тезисами в ближайшей перспективе будет почти невозможно.