Вячеслав Никонов: все люди стремятся к знаниям, но денег на это нет
Количество накопленных знаний в мире стремительно растет, заявил председатель комитета по образованию и науке ГД Вячеслав Никонов, выступая на заседании Министерства образования РФ, 14 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
За следующие десятилетие объем знаний вырастет в десять раз, считает Никонов. Ответ на этот вызов, который стоит перед нашей страной, сформулирован президентом в своем недавнем Послании Федеральному собранию, отметил парламентарий. Особое внимание руководством России уделяется созданию экономики знаний, цифровой экономики. В ближайшие два года Госдума рассмотрит не менее 58 различных законопроектов, касающихся цифровизации экономики, роботизации, развитию систем искусственного интеллекта.
Подобные изменение кардинальным образом изменят и рынок труда, и структуру профессий, одни профессии станут более востребованными, другие утратят актуальность. «Подобные изменения невозможны без развития образования и науки», — отметил Никонов.
Позитивно оценил депутат и стремление Минобразования к выработке стратегии, заметив вместе с тем, что область образования в нашей стране остается серьезно недофинансированой по многим направлениям. Однако траектория, выбранная Минфином РФ, не позволит решить приоритетные задачи, стоящие перед Минобразования. К таким задачам, среди прочего, Никонов отнес создание яслей для всех детей, увеличение количества школ, чтобы все дети могли учиться в одну смену. Бюджетных средств, выделенных на эти задачи, не хватит для их решения, констатировал депутат. Также наблюдается нехватка финансирования и в области высшего образования, что, по мнению парламентария, является вопиющей проблемой.
В своем выступлении Никонов особо подчеркнул, что главная вопиющая вещь — это невыполнение майского указа президента 2012 г. о финансировании науки, явное и прямое. Также депутат отметил, что в настоящее время продолжается доработка законопроекта по системе «Контингент», хотя прогресс незначителен. Не решен и вопрос трудового воспитания — законодательного решения на данный момент нет.
Напомним, система «Контингент» предназначена для сбора и обработки персональных данных всех школьников и учащихся вузов до 18 лет. Попытки внедрить систему в 2016 году потерпели неудачу. Основные претензии к проекту со стороны родительской общественности — нет гарантий утечки данных из системы, данные на детей собираются без согласия их родителей, разработка и контроль за системой возложен не на государство.
Под сладкие речи о цифровизации экономики и переходу к экономике знаний идут попытки внедрить систему тотального слежения за гражданами чуть ли не с пеленок. При этом уровень образования падает, а реально полезные знания и навыки становятся недоступны большинству населения. Вместо этого информационная среда наводнена суррогатами и продукцией откровенно низкопробного или неприличного содержания.
Цифровизация экономики еще не есть экономика знаний. Цифровизация — это, грубо говоря, построение цифровой копии отношений между субъектами права. А экономика знаний — это уклад, при котором главным средством производства становятся не станки и заводы, а знания и идеи.
Цифровизация дарует человеку изрядную долю комфорта, но вместе с тем содержит в себе мощный деструктивный потенциал, который может быть реализован по недомыслию или злой воле.