1. Культурная война
  2. Смерть деятелей культуры
Краков, / ИА Красная Весна

В Польше умер великий композитор Кшиштоф Пендерецкий

Знаменитый польский композитор Кшиштоф Пендерецкий умер на 86-м году жизни в Кракове, сообщило министерство культуры Польши 29 марта в своем Twitter-аккаунте.

Обстоятельства смерти пока не уточняются, однако известно, что композитор скончался «после долгой, тяжелой болезни». В ведомстве напомнили о заслугах Пендерецкого, который числился почетным доктором нескольких десятков университетов, кавалером Ордена Белого орла (высшая государственная награда Польши — прим. ИА Красная Весна), а также 5 раз удостаивался премии Grammy за свои сочинения.

Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в польском городе Дембица в семье адвоката. Уже с малых лет будущий композитор увлекся игрой на скрипке и фортепиано, в ранней юности организовал собственный оркестр, а в 1955 году поступил в Краковскую консерваторию к Артуру Малявскому.

В 1959 году — спустя год после окончания консерватории — к Пендерецкому приходит первый успех. Начинающий сочинитель побеждает на конкурсе Союза польских композиторов с тремя экспериментальными произведениями («Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давидовы»).

Не прошло и нескольких лет, как Пендерецкий стал живым символом восточноевропейского академического авангарда. Молодой композитор активно применял в своих произведениях нетрадиционные выразительные приемы, а также пользовался специально придуманными обозначениями вместо нот.

Визитная карточка раннего Пендерецкого — «Плач по жертвам Хиросимы» (Tren — ofiarom Hiroszimy, 1960), сочиненный композитором в 1960 году для 52 струнных инструментов. Чтобы передать весь ужас атомной бомбардировки, композитор отказался от гармонии, мелодии и ритма в привычном смысле слова и заменил аккорды сонорными созвучиями. Партитура «Плача» имеет мало общего с классической нотной записью и выглядит как переплетение причудливых символов.

Иногда Пендерецкий превращал свои собственные произведения в материал для их дальнейшего нестандартного переосмысления. Так, например, композиция «Полиморфия» (Polimorphie, 1961) представляет собой ни что иное, как переложенные на музыку энцефалограммы слушателей упомянутого «Плача».

В дальнейшем Пендерецкий эволюционировал в сторону большей классичности, хотя и не отказался от смелых музыкальных экспериментов. Композитор черпал вдохновение, в том числе, и в православной традиции («Утреня», 1970—1971), хотя и был католиком. Он внимательно всматривался и в русскую культуру как таковую, что отразилось в таких произведениях, как «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (не окончено), оратории на тексты Сергея Есенина (не окончены).

Помимо академического признания, Пендерецкий пять раз — в 1968, 1988, дважды в 1999 и 2017 гг. — становился лауреатом премии Grammy. Музыка композитора звучит в таких фильмах, как «Сияние» Стэнли Кубрика, «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, «Внутренняя империя» Дэвида Линча, «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона.