Долг Пакистана в июле вырос на 2,7 трлн рупий — Госбанк
На 2,7 трлн рупий (1,16 трлн руб.) вырос государственный долг Пакистана в июле за счет 17% обесценивания национальной валюты, 7 сентября сообщило агентство The Express Tribune со ссылкой на данные Государственного банка Пакистана (ГБП).
«Пока деятельность коалиционного правительства [партии] „Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ-Н) раскручивалась в положительную динамику, доллар США успел достичь нового максимума курса в 239,71 рупии, прежде чем его курс начал ослабляться», — говорится в отчете Госбанка.
По данным ГБП, в 2021 году при правительстве Имрана Хана Пакистан накопил 9,3 трлн рупий дополнительных долгов, однако действующее правительство увеличило эту цифру на 30% только за июль месяц.
При этом после решения МВФ о выделении Пакистану $1,17 млрд нового кредита от 29 августа, национальная валюта страны сумела удержать положительную динамику курса всего несколько дней. Уже с 4 сентября курс начал снова падать.
Сообщается, что общий объем государственного долга Пакистана достиг 50,5 трлн рупий (21,71 трлн руб.). Объем долга в три-четыре раза превышает объемы национальной экономики, а его обслуживание «съедает» до 42% федерального бюджета. Так, к концу 2020/21 финансового года на финансирование госдолга Пакистан потратил 4,6 трлн рупий (1,98 трлн руб.), а за 2021/22 ф. г. эта цифра возрасла до 5,5 трлн рупий (2,365 трлн руб.).
Общий объем внешних долгов Пакистана (и государственных, и частных) возрос почти до 60 трлн рупий (почти 26 трлн руб.). При этом в текущем 2022/23 ф. г. Пакистан оптимистично рассчитывает привлечь иностранные инвестиции и займы на $40 млрд — с сопутствующим ростом стоимости его обслуживания.
В итоге, говорится в материале агентства, МВФ может потребовать от Пакистана перейти на экстренную программу действий в чрезвычайных обстоятельствах. То есть, согласно подписанным соглашениям с МВФ, по этому сценарию вводятся налоги на продажу топлива, отменяются любые налоговые льготы на экспорт, а также дополнительно сокращается федеральный бюджет развития на 150 млрд рупий и бюджет развития регионов на 384 млрд рупий.
Напомним, обрушившиеся на Пакистан летом 2022 года ливни привели к масштабным наводнениям, ущерб от которых уже оценен в $10–12 млрд. В результате финансовая «помощь» МВФ на $1,17 млрд — просто символ международного доверия, а не реальное подспорье проблемам страны.
Несмотря на то, что действующее правительство обвиняет кабинет своего предшественника Имрана Хана во всех экономических бедах, а МВФ и другие международные структуры постоянно одобряют действия премьер-министра Шехбаза Шарифа, инфляция начала бурный рост именно при действующем правительстве.
Решение повысить цены на топливо почти вдвое за счет отмены государственных субсидий привело к тому, что транспортные расходы во всех отраслях экономики выросли пропорционально — вместе с ценами и инфляцией. Биржа ответила на эти новости закономерным спадом, за которым потянулся и курс рупии.
По оценкам ряда экспертов в Пакистане, июльское обесценивание рупии на бирже фактически нивелировало эффект «экономии» субсидий на топливо. То есть нагрузка на население страны оказалась просто «бесплатным бонусом» от МВФ, который и потребовал отмену субсидий у правительства.
Таким образом, ответ на вопрос о том, кто больше отвечает за пакистанский кризис — Имран Хан с его программами социальной поддержки или Шехбаз Шариф с его дружбой с МВФ — совсем не так очевиден, как его пытаются показать правительственные круги в Пакистане.