Ученые установили, что изготовление каменных орудий было опасным занятием

Изображение: Public domain, via Wikimedia Commons
National park stone tools
National park stone tools

Исследование, насколько опасно заниматься изготовлением каменных орудий, используя технологии каменного века, провели антропологи Университетов Буффало и Кента, США. 25 мая статья «Травмы из-за скалывания» с результатами проделанной работы была опубликована в интернете издательством Cambridge University Press.

Изготовление каменных артефактов стало хобби и даже ремеслом для многих современных людей. Директор отдела археологии Кентского государственного университета Метин И. Эрен и адъюнкт-профессор кафедры археологии Университета Буффало Стивен Лайсетт, руководившие этим исследованием, также увлекались изготовлением каменных орудий, подобных древним. Поэтому им не понаслышке было известно о ее высокой травматичности — края кремневого осколка, отлетающего при оббивке каменной заготовки, острее стального ножа.

Однако, как отметил, Эрен, «это никогда не оценивалось количественно». Ученые-антропологи хотели получить ответы на вопросы: «Какова частота травм? Насколько серьезными могут быть травмы от удара кремнем?» Для этого им был нужен большой размер выборки.

Они привлекли к исследованию Николаса Галу, в то время изучавшего антропологию в бакалавриате Кентского университета, для проведения опроса современных специалистов по изготовлению каменных орудий.

Опросник содержал более 30 вопросов, ответы на которые помогали лучше понять риски, связанные с оббивкой заготовок. Так, ответы 173 участников опроса показали, что травмы от ударов и летящих осколков представляют собой реальную и постоянную опасность даже с учетом того, что большинство современных людей, занимающихся таким ремеслом, используют средства индивидуальной защиты.

Однако из их ответов следует, что различные травмы (рваные раны, проколы, ушибы и т. д.) при работе с камнем могут затронуть практически любую часть тела. Авторы статьи, написанной по результатам исследования, отмечают: «Тяжесть травм, полученных некоторыми из наших участников опроса, шокирует, а почти четверть респондентов сообщили, что обращались за профессиональной медицинской помощью или получили ее в связи с травмой, связанной с работой по кремню».

Среди некоторых наиболее серьезных травм, о которых сообщали опрошенные, были глубокие порезы в надкостнице и прокалывание лодыжки осколками, приведшие к необходимости наложения жгута. 35 человек рассказали, что им в глаза залетали мелкие каменные крошки.

Исследователи также нашли историческое упоминание об Уильяме Генри Холмсе, который в конце 1890-х годов полностью потерял левую руку из-за удара кремнем.

«Это исследование подчеркивает, насколько важными были каменные орудия труда для людей прошлого, — сказал Эрен, — если они в буквальном смысле рисковали жизнью и конечностями, чтобы изготавливать каменные орудия в период, когда не было пластырей, антибиотиков или больниц. Но, несмотря на эти издержки, люди прошлого всё равно изготавливали каменные орудия труда — преимущества которых для них, должно быть, были огромны».

«То, что для нас могло показаться незначительным неудобством, в прошлом могло стать смертельным, если рана инфицировалась и мешала человеку эффективно собирать пищу, добывать воду и выполнять другие необходимые действия, — отметил Лайсетт. Он добавил: «Это именно те виды затрат, которые эволюционные модели должны будут учитывать, и наше исследование является шагом в этом направлении».

Еще один соавтор статьи с кафедры антропологии Кентского государственного университета Мишель Р. Беббер сказал о людях каменного века: «Каменные орудия были жизненно важны для их повседневной деятельности и общего выживания. Я думаю, что в целом они привыкли к более опасному образу жизни, а также имели свои собственные способы лечения травм».

Исследователей также интересовал вопрос, как установленные ими риски травм могут быть включены в продолжающиеся научные дебаты о вероятности участия древних видов (Homo erectus — человек прямоходящий, Homo habilis — человек умелый) в социальном обучении, в том числе обучении изготовлению каменных орудий и избеганию при этом травм.

«Социальное обучение предполагает прямое копирование результатов или действий более квалифицированного человека, а не изучение всего самостоятельно методом проб и ошибок, — пояснил Лайсетт. — Из исследований на животных и людях мы знаем, что социальное обучение, а не самостоятельное, более вероятно, когда существует повышенный риск».

Это заставляет предполагать, считают авторы статьи, что опасности при обработке камней способствовали формированию способностей к социальному обучению, которыми обладают гоминины.