1. Политическая война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Папа Франциск ответил на критику его связей с Китаем и Россией

Изображение: (cc) Jeffrey Bruno
Папа римский Франциск
Папа римский Франциск

Критику его связей как с Китаем, так и с Россией, опроверг папа римский Франциск, который настаивает на том, что Ватикан поддерживает «очень уважительные» отношения с Пекином, и хваля Москву за обладание культурой «великой красоты и глубины». Об этом 4 сентября сообщает американский католический портал Crux.

Понтифик также предостерег от влияния того, что он назвал «идеологией», на предстоящий Синод епископов в Ватикане, указал, что его планы на будущие поездки могут быть сокращены из медицинских соображений и ограничений на передвижение.

Святейший отец также дистанцировался от экстремистов, занимающихся изменением климата.

Папа выступил с речью во время пресс-конференции на обратном рейсе из четырехдневной поездки в столицу Монголии Улан-Батор.

Учитывая близость Монголии как к Китаю, так и к России, подход папы римского к этим двум странам стал важной частью подтекста визита понтифика, особенно в свете недавних противоречий между Ватиканом и Москвой.

Что касается Китая, критики обвинили Франциска в том, что он хранит молчание о нарушениях прав человека и свободы вероисповедания в обмен на сделку с властями КНР о назначении епископов в стране. Имеется ввиду соглашение, которое Пекин как минимум дважды нарушил с момента его подписания в 2018 году.

Что касается России, то недавний комментарий Франциска, восхваляющий наследие «Великой Матери-России» на видеоконференции с католической молодежью в Санкт-Петербурге, вызвал бурную негативную реакцию со стороны украинских чиновников, которые обвинили понтифика в том, что он стал инструментом российской «империалистической пропаганды».

Отвечая на вопрос об этих двух странах во время пресс-конференции, папа Франциск пояснил свои заявления.

«Отношения с Китаем очень уважительные, очень уважительные», — отметил он.

«Лично я очень восхищаюсь китайской культурой, они очень открыты», — сказал он, добавив, что многие католические пасторы и интеллектуалы учатся в китайских университетах, поэтому «открытость в этом смысле есть».

«Я думаю, что мы должны продолжать двигаться вперед в религиозном аспекте, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы китайцы не думали, что церковь не принимает их культуру или их ценности, и что церковь зависит от другой иностранной державы», — сказал он, намекая на то, что традиционно было ключевым источником беспокойства китайского правительства по поводу присутствия католиков в стране, чья численность сейчас оценивается примерно в 13 млн человек.

Что касается возражений против его недавних комментариев, восхваляющих Россию и исторических лидеров, таких как Екатерина II и Петр Великий, Франциск сказал, что он всегда советует молодым людям принять свое наследие, и что его упоминание о «Великой Матери России» было «не только географическим, но и культурным, это то, чему нас учили в школе».

Он говорил о российском влиянии в искусстве, музыке и литературе, в том числе в произведениях Достоевского, говоря, что русская культура «обладает великой красотой и глубиной», и хотя в России были «темные политические времена», самой культуре предстоит многое изменить.

«Русскую культуру нельзя отменять из-за политики»,  — заявил глава Ватикана.

Франциск проводил различие между культурой и империализмом, говоря: «Я не думал об империализме, когда говорил это, я думал о культуре, а традиция и культура никогда не являются империалистическими, никогда. Это всегда диалоги».

«Есть некоторые империалисты, которые хотят навязать свою идеологию. Когда культура дистиллируется и становится идеологией, это яд. Дистиллированная культура становится идеологией, мы должны различать это», — подчеркнул он.

Понтифик заявил, что опасности идеологии таятся и внутри Католической церкви, в том числе в отношении разногласий вокруг предстоящего в октябре Синода епископов, то есть собрания епископов и других католических лидеров, как духовенства, так и мирян.

Некоторые критики, в том числе несколько епископов, таких как американский кардинал Рэймонд Берк и епископ Джозеф Стрикленд, предупреждают, что синод может создать риск формального раскола в церкви, если он будет заигрывать с доктринальными изменениями, такими как благословение однополых союзов, признание прав трансгендеров или признание значимости других религий.

По сути, Франциск отверг подобные реакции как идеологически мотивированные.

«В церковь часто внедряются идеологии, которые отделяют церковь от жизни, идущей от ее корней», — сказал он.

«Идеологию невозможно успокоить. Если идеология набирает силу и становится политической, обычно это преврашается в диктатуру, неспособность к диалогу и развитию культуры»,  — уверен он.

Франциск сказал, что на синоде «нет места идеологии» и что дискуссия на синоде — это «еще одна динамика».

«Когда человек начинает мыслить идеологически, синод заканчивается», — сказал он. «Здесь нет места идеологии. Есть место для диалога и дискуссий между братьями и сестрами, а также с доктриной церкви в будущем», — сказал он.