Приход европейцев на остров Пасхи не остановил строительство истуканов
Традиционное сообщество острова Пасхи продолжало процветать и строить свои известные статуи моаи после прихода европейцев. К таким выводам пришла команда исследователей из государственного Бингемтонского университета Нью-Йорка, говорится в статье, размещенной 6 февраля на сайте Sciencedaily.com.
Остров Пасхи широко известен своей специфической монументальной архитектурой. Особенно огромными статуями моаи. Согласно общепринятому мнению, их строительство прекратилось около 1600 года нашей эры вследствие разрушения социальной структуры, которое было вызвано приходом европейцев.
«Данные нашего исследования идут в разрез с этим утверждением. Конечно мы понимаем, что если мы правы, то обязаны еще раз проверить самих себя и археологические данные. Поэтому мы обратили внимание на темпы строительства платформ под статуи», — говорит антрополог Карл Липо.
Чтобы проверить теорию коллапса местного социума, исследователи, возглавляемые Робертом Дж. Динаполи из Орегонского университета, решили количественно определить время, когда стала снижаться интенсивность, а потом полностью прекратилось строительство монументов. Для своих выводов они использовали радиоуглеродную датировку, сравнительный архитектурный анализ и данные об истории этноса аборигенов.
Ученые использовали радиоуглеродный анализ письменных артефактов, чтобы пролить свет на историю строительства платформ на острове Пасхи. В результате выяснилось, что строительство статуй началось после колонизации острова в начале XIV — середине XV веков нашей эры, затем интенсивно возрастало и продолжилось после контакта с европейцами в 1722 году.
«Мы обнаружили, что люди стали строить статуи сразу же после прибытия на остров, и успешно продолжили посте прибытия европейцев. Если бы был какой-то коллапс, мы бы зафиксировали остановку строительства до 1722 года», — сказал Карл Липо.
Европейцы принесли на остров заболевания, убийства, рабство и много других несчастий. Об этом сохранилось много документальных свидетельств. Эти события имели большой разрушительный эффект для жителей острова. Однако представители народности Рапа-Нуи следовали практикам, которые обеспечивали стабильное существование столетиями. Они сохранили свое культурное наследие в языке, искусстве, обрядах. Оно хорошо узнаваемо и до сих пор впечатляет, говорится в статье.
Ученые надеются, что их подход поможет решить спорные ситуации в других аналогичных исследованиях.