Космонавты готовы вести уроки для школьников с борта МКС
Возвращение астрономии в число обязательных школьных предметов состоится благодаря решению Минобрнауки РФ. Об этом сообщает ТАСС 4 августа 2017 г.
На пути введения астрономии в школьную программу стоят несколько преград. Одно из них — отсутствие учебников, включающих в себя последние открытия астрономов и других исследователей космоса, второе — дефицит преподавателей, возникший за те двадцать лет, в которые предмет не преподавался российским школьникам. Сергей Гайдаш, руководитель Центра космической погоды ИЗМИ РАН, признал, что «культура преподавания предмета в значительной мере утрачена». Именно поэтому Министерство образования возвращает астрономию достаточно мягко, по мере готовности школ.
Директор петербургской гимназии №56 Майя Пильдес по этому поводу заметила, что «у каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже — с 1 января 2018 г. Определяющей... является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета». Она же отметила, что педагогические университеты сейчас не готовят учителей астрономии. «Раньше специальность называлась «учитель физики и астрономии», а после исчезновения астрономии из школьной программы — «учитель физики и информатики». Ряд российских вузов в этом учебном году уже начал набор бакалавров, способных по окончании обучения преподавать астрономию. Правда, пока число этих учащихся невелико.
Готовность помочь школе выразили и космонавты. «Мы можем помочь, в том числе проводить уроки с борта Международной космической станции», — в частности сказал Андрей Борисенко. Именно он в 2012 году призвал неравнодушных людей собирать подписи за возвращение астрономии в школу, и по его призыву было собрано более 10 тыс. подписей.
Большинство экспертов сходится во мнении, что возвращение астрономии в школьный курс выведет отечественное образование на более высокий уровень.
Бывший директор Специальной астрофизической обсерватории (САО РАН), академик Российской академии наук Юрий Балега, который сейчас курирует астрономию в Федеральном агентстве научных организаций, считает возвращение астрономии в школьную программу элементом возрождения высоких образовательных стандартов времен СССР.
По мнению руководителя Центра космической погоды Сергея Гайдаша, это «торжество справедливости, восстановление нормального хода образовательного процесса и возможность для ученых старшего поколения передавать знания и умения молодежи, так как среди школьников обязательно найдутся те, кого астрономия увлечет настолько, что они ее выберут своей профессией».
Академик РАН Валерий Черешнев считает возвращение астрономии в школу «большим прорывом», так как это одна из важнейших междисциплинарных наук. По его мнению, такое решение Минобрнауки — первый шаг, за которым должно последовать появление других обобщающих широких дисциплин.
Директор 239-го петербургского физико-математического лицея Максим Пратусевич увидел в возвращении астрономии в школьную программу важный поворотный момент. «Все последние годы старшая школа двигалась в сторону профильного обучения, подготовки старшеклассников по тем предметам, которые им потребуются для поступления в вуз. Это сигнал, противоречащий этой тенденции, сигнал поворота», — сказал он.
С 1 сентября предмет вернется в обязательную программу, будет преподаваться в 10 классе.
Заведующий учебной астрономической лабораторией Петрозаводского государственного университета, открывший две кометы и несколько астероидов Артем Новичонок опасается, что возвращение предмета может вызвать раздражение, если вводить его в 10-11 классе, когда и педагоги и школьники нацелены на ЕГЭ. Он предложил начинать преподавание «в более ранних классах, когда нет такой нацеленности на сдачу ЕГЭ, развивать элементы астрономии в рамках географии, биологии, химии, природоведения и ввести элементы астрономии в ЕГЭ по физике».
Ученый секретарь САО РАН Елена Кайсина предлагает изучать предмет, начиная с 9 класса, в течение 2-3 лет, что даст, по ее мнению, лучший результат.
Напомним, что борьба за возвращение астрономии в российские школы велась различными общественными организациями в течение многих лет.