1. Реальная Россия
  2. Наука и религия
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые разошлись во мнениях, где именно произошло Преображение Господне

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872

Версии ученых о том, на какой горе, кроме Фавора, могло произойти Преображение Господне, приводит специалист в области культурологии Сергей Проскурин в статье, опубликованной 19 августа в РИА Новости.

Иисус незадолго до крестных страданий и воскресения проповедовал в Галилее. Однажды он с ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном отправился помолиться на «особо высокую гору», где и произошло Преображение Господне. В Евангелии нет четкого указания, где именно расположена эта гора.

«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом», — сказано в Евангелии от Марка.

После этого вершину горы покрыло облако. Согласно евангелисту Матфею, из облака «исшел глас, глаголющий: ей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Матфей добавляет, что апостолов объял ужас, и они «пали на лица свои».

Учитель коснулся учеников и предложил им встать и не бояться. Когда апостолы подняли глаза, «они никого не увидели, кроме одного Иисуса». Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Согласно богословскому толкованию, в момент преображения были явлены все Лица Пресвятой Троицы и двойственная сущность Христа — человеческая и божественная. По учению церкви, тогда людям открылось, что и они могут достичь преображения, и не только внутреннего, но и внешнего, то есть физического.

В Средние века появился термин «фаворский свет», произошедший от названия горы Фавор, где, как считают, преобразился Иисус. Ранние христиане верили, что местом преображения стала данная вершина на востоке Изреельской долины. В частности, об этом писал известный христианский мыслитель того времени Ориген. Современные теологи указывают, что такое представление опиралось на устное предание. Кроме того, здесь еще в IV столетии появились храмы.

Первый храм был построен в 326 году по приказу матери императора Константина Великого царицы Елены. На эту гору как на место Преображения Господня ей указали жители близлежащих поселений. За несколько лет Фавор стал центром паломничества, а в VIII веке здесь возвели первый монастырь.

При этом в Евангелии описывается совсем другое место. Так, указывается, что гора была «местом уединенным», однако у подножия нынешнего Фавора в I веке располагался военный гарнизон. В последние 20 лет все больше исследователей в качестве возможного места, на котором произошло Преображение Господня, называют гору Хермон. Этот массив с несколькими вершинами является самой высокой точкой в Израиле.

«Вряд ли преображение Господне произошло на самой вершине: уж слишком это высоко. По словам одного путешественника, со своей группой он добрался на лошадях до высшей точки за пять часов»,  — считает американский библеист Уильям Баркли. Он пишет, что под описание евангелистов больше всего подходит один из отрогов данного массива, где есть немало «уединенных» и «очень высоких» мест.

Существует еще одна деталь, свидетельствующая в пользу версии о Хермоне — посещение Иисусом перед Преображением селения Кесария Филлипова у подножия горы. Как указывает автор обзора, в это же селение, скорее всего, Спаситель вернулся после чудесного события, а затем «через всю Галилею» отправился к Тивериадскому озеру, и дальше — на юг, в сторону Иерусалима.

«Фавор же располагается к западу от водоема, возле города Назарета. Поэтому Уильям Баркли задался вопросом: зачем Христу с учениками идти без малого сотню километров от Кесарии, поворачивать обратно, а после снова идти на юг?» — излагает автор обзора доказательства данной версии.

Баркли также сообщает, что Фавор довольно невелик по сравнению с Хермоном. Его высота составляет 575 метров над уровнем моря, тогда как Хермон в пять раз выше. «Ее можно увидеть с Мертвого моря, с другого конца Палестины, с расстояния 160 километров»,  — пишет Баркли.

Помимо этого, вершину Хермона покрывает снежная шапка, а на Фаворе снега нет. Баркли предполагает, что евангелисты неспроста подчеркивают, что одежды преображенного учителя сделались «блистающими, весьма белыми, как снег».

Далеко не все исследователи согласны с данной версией. Критикуя ее, ученые спорят о том, кто жил в окрестностях Хермона. В Евангелии говорится, что спустившегося с горы Христа «встретило множество людей», которых он исцелял и наставлял. По мнению критиков, речь идет о евреях, поскольку если бы Христос встретил язычников, то евангелисты на это бы указали. Однако археологические находки свидетельствуют, что подножие Хермона в I веке нашей эры населяли именно язычники.

По мнению некоторых ученых, Преображение могло произойти на самой высокой горе Галилеи — Мероне. Христос проповедовал в Галилее, высота Мерона около 1208 метров, подняться на вершину можно всего за полдня, и там часто лежит снег. Подножие этой горы как раз было заселено евреями.

Критики версии о Мероне как месте Преображения возражают, указывая, что данная гора упоминается в Библии лишь однажды. Хермону и Фавору уделено больше внимания, и эти горы даже фигурируют в пророчествах о Христе. Так, в псалмах Давида существуют строки: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». Автор обзора поясняет, что Фавор здесь назван первым, и поэтому фраза могла закрепить в религиозном сознании эту гору как место, где свершилось Преображение Господне.