В Намибии разбираются с возможным вредом от добычи морских фосфатов

Изображение: (cc0) Parliament of Namibia
Логотип парламента Намибии
Логотип парламента Намибии

Результаты проведенных экологических проверок проекта по добыче полезных ископаемых — морских фосфатов — у побережья Намибии доложили постоянному парламентскому комитету по природным ресурсам консультант по охране окружающей среды и руководство компании Namibia Marine Phosphate (NMP), разработавшей этот проект, 6 ноября сообщает газета Namibian Sun.

Депутатам рассказали о жизнеспособности проекта. Консультант по охране окружающей среды рассказала о проведенных проверках проекта на экологическую чистоту, а NMP доказывала, что добыча морских фосфатных ресурсов может значительно стимулировать испытывающую трудности экономику страны.

Консультант по вопросам экологического соответствия Джессика Безюденхаут, отвечая на вопросы законодателей, сообщила, что предлагаемый проект по добыче полезных ископаемых у побережья Намибии подвергся длительному и интенсивному изучению, несмотря на предоставленные соответствующим правительственным учреждениям научно обоснованные данные по этому вопросу.

Она отметила, что затянувшийся процесс получения компанией NMP сертификата экологической чистоты (ECC) и возражения со стороны различных заинтересованных сторон подпортили имидж проекта:

«Этот проект находился под пристальным вниманием в течение длительного времени, и это создало неправильные представления о проекте… [и] правительство было вынуждено отозвать сертификат экологической чистоты».

Эксперт сообщила о специальных исследованиях, проведенных в рамках проекта: «Это одна из самых тщательных экологических оценок, которые когда-либо проводились, с проведением большинства специализированных исследований, включая получение данных от министерства рыболовства, чтобы подтвердить, будет ли воздействие [на воспроизводство рыбы] или нет».

Заявка компании на получение ECC была отправлена на рассмотрение комиссара по охране окружающей среды Теофилуса Нгитила после того, как против NMP были поданы иски в суд с требованием признать выдачу лицензии на добычу фосфатов недействительной.

Конфедерация рыболовных ассоциаций Намибии (CNFA), Ассоциация хека Намибии (HNA), Ассоциация разноводного траулинга (MTA) и рыболовная компания Omualu Fishing подали иск на признание того, что действие ECC, выданное NMP в 2011 году, истекло и стало недействительным.

В 2021 году Высокий суд постановил, что NMP не имела действующего ECC и, следовательно, не имела права заниматься горнодобывающей деятельностью. Тогда как компания ранее уже подала заявку на получение нового сертификата.

Подчеркивая преимущества проекта, управляющий директор NMP Майк Вудборн заявил, что добыча фосфатов может положительно повлиять на экономику Намибии на срок до 100 лет.

«Размер месторождения фосфатов, определяемого для этого ресурса, составляет более 1,6 млрд тонн фосфата. Таким образом, этот масштабный ресурс представляет собой одно из крупнейших месторождений фосфатов в мире», — сказал Вудборн.

«Он способен поддерживать производство на протяжении нескольких поколений. Этот ресурс может поддерживать добычу на срок от 50 до 100 лет», — уточнил директор NMP.

По словам Вудборна, предлагаемый горнодобывающий проект будет занимать всего 32 кв. км дна, несмотря на то, что лицензионный участок NMP составляет 2233 кв. км.

«На самом деле мы разрабатываем очень небольшую часть фактической лицензии на добычу полезных ископаемых, на которой мы можем поддерживать операции сами в течение периода до 20 лет», — сказал Вудборн.

После вопроса депутата Винсента Мареки, который был обеспокоен тем, что действия NMP нанесут вред морской среде, Вудборн опроверг опасения, что предлагаемые дноуглубительные работы по добыче морских фосфатов повлияют на морских обитателей.

«Фактически дноуглубительные работы не являются непрерывными операциями, такими как добыча морских алмазов. Они проводят дноуглубительные работы 24 часа в сутки, семь дней в неделю там, где судно остается на стоянке. В нашем случае на объекте будут проводиться три цикла в неделю продолжительностью примерно от 14 до 16 часов; а не проводятся постоянно на лицензионной территории», — сказал он.

Председатель комитета по природным ресурсам Тьекеро Твейя обратился к NMP с просьбой дать им время на рассмотрение, несмотря на то, что компания подала заявку на лицензию еще в 2016 году. «Давайте позволим этому процессу идти своим чередом», — сказал Твейя.