Кургинян: Гитлер был человеком нерациональным, как и нынешняя элита Запада
Антидуховные ценности Адольфа Гитлера доминировали над его рациональностью, которая была лишь средством служения этим ценностям, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 18 октября в эфире передачи «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».
Сергей Кургинян отметил, что публичная западная элита обмельчала и потеряла те ценностные ориентиры, на основе которых Россия еще могла договариваться с Западом. При этом, даже если на Западе и остались крупные люди, то возможность договориться с ними также является иллюзорной, поскольку «они ждут катастрофы».
Перед Великой Отечественной войной глава СССР Иосиф Сталин, несмотря на свой прагматизм, думал, что с Гитлером можно договориться на каких-то рациональных основаниях, отметил аналитик.
«И когда мы говорим: консерваторы, не консерваторы, мы вообще понимаем, с чем мы по большому счету имеем дело, и что мы можем оказаться в плену еще одной очередной иллюзии, той же, которая оказалась на практике — при всём гениальном прагматизме Сталина — иллюзией о возможности диалога с Гитлером. А почему бы нет? Да потому нет, что Сталин был человеком глубоко рациональным и спрашивал: „Зачем Гитлеру на нас нападать?“», — отметил лидер «Сути времени».
«Гитлер был человеком нерациональным. У Гитлера высшие антидуховные ценности доминировали над рациональностью, и рациональность была средством служения этим высшим ценностям, совсем не имеющим отношения к человеку, к человеческой душе, венцу творения, какому бы то ни было представлению о мире Божьем и о каком-то восхождении человека. Там речь шла о другом: о глубочайшей ликвидации не только человечества, но и чего-то большего, о каком-то представлении о том, что всё это, именуемое „гармонией, космосом“ — это всё мерзость, которая должна быть ликвидирована», — пояснил философ.
Сергей Кургинян напомнил о высказывании героя романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» Адриана Леверкюна, который говорил, что не должно быть «доброго и благородного, того, что зовется человеческим, то, ради чего разрушались Бастилии». Леверкюн конкретизировал, что имеет в виду, что необходимо уничтожить «Девятую симфонию» Людвига ван Бетховена.
«Когда мы говорим про „Девятую симфонию“, мы имеем в виду фразу Бетховена, оказавшегося в невероятно сложной биологической, человеческой ситуации: „Вся жизнь — трагедия. Ура!“. Трагичность бытия. И то, что внутри этой трагедии есть принятие рока и противостояние этому року, и что в этом сущность человека», — заключил Сергей Кургинян.
Читайте также: Кургинян: Запад отменил всё, на основе чего можно было договариваться