Театры не должны «разлагать общество» на государственные деньги — Лермонтов

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Фарс. 1907
Кузьма Петров-Водкин. Театр. Фарс. 1907

Театры, получающие государственное финансирование, должны воспитывать традиционные духовно-нравственные ценности, а не «разлагать общество», заявил председатель Общественного совета при Минкультуры России Михаил Юрьевич Лермонтов, 3 февраля в комментарии ИА Красная Весна.

На вопрос корреспондента про то, как он оценивает проект указа президента об основах государственной культурной политики, подготовленный Минкультом РФ, Лермонтов подчеркнул, что еще с 2014 года в России действуют основы государственной культурной политики, и этот документ работает.

Также Лермонтов отметил, что недавно были приняты основы стратегии национальной безопасности, где есть раздел о сохранении ценностных ориентиров в обществе.

«С профессиональной точки зрения непонятно, зачем нужен третий документ. У меня такой вывод, что из-за этого рассинхронизация происходит», — пояснил Лермонтов.

Однако председатель Общественного совета при Министерстве культуры России рассказал, что его совет, осуществляющий контроль за исполнением министерством своих полномочий, поднял вопрос о соответствии репертуарной политики в театрах принятым основам государственной культурной политики и стратегии.

«Стало очевидно, что то, что наши коллеги в театрах выводят на сцены, мягко говоря, не соответствует этим критериям и политике. А именно разрушает духовно-нравственную природу человека, свойственную русской цивилизации.

Этого нельзя допускать там, где государство обязано отвечать за негативные результаты. Молодежь потеряла нравственную устойчивость в связи с тем, что еще 10 лет назад наша государственная политика была направлена на подготовку эффективных менеджеров и квалифицированных потребителей», — напомнил Лермонтов.

Председатель Общественного совета при Минкультуры отметил, что, когда система образования перестала быть той институцией, которая должна готовить гармонично развитую личность, Россия пришла к ситуации, когда молодежь потеряла нравственную устойчивость, потому что человека перестали готовить.

«Государство опомнилось, и тогда сформулировали политику о создании условий для гармонично развитой личности. Но если этот критерий брать за основу, то многое, что показывается на экранах и на сценах, не соответствует этому. Вопрос стоит, кто отвечает за это.

Государство выделяет деньги и отвечает за то, что эти непотребные спектакли были поставлены на этой сцене. Те, кто будет на государственные деньги разлагать общество, должны будут отвечать за нецелевое расходование средств. И это вызывает сомнения у наших, как говорится, художественных руководителей, которым не хочется, чтобы их регулировали в этом смысле», — заключил Лермонтов.

По мнению Лермонтова, отвергают требования соответствию традиционным ценностям те, кто не принимает на себя ответственность за образование и воспитание. В итоге на государственные средства создаются вещи, которые реально не соответствуют интересам государства.

Напомним, ранее художественные руководители театров России написали открытое письмо, в котором выразили поддержку главе СДТ РФ Александру Калягину, выступившему ранее с критикой проекта «Закона по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В обращении, опубликованном на сайте СДТ, отмечается, что данный документ не может положительно повлиять на общество.

Руководители театров считают, что действующих правовых актов вполне достаточно для регулирования этой сферы общественных отношений. Они отмечают, что основные положения обсуждаемого документа дублируют указы президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Основы государственной культурной политики».

Обращение подписали генеральный директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель МХТ имени Чехова Константин Хабенский, художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков и другие.

Читайте также: Протоиерей усомнился в способности государства изменить культурную политику