Роскомнадзор предлагает блокировать мошеннические звонки из-за границы

Изображение: Максим Додонов © ИА Красная Весна
Телефонные мошенники
Телефонные мошенники

Меры безопасности абонентов мобильной связи от звонков мошенников примет Роскомнадзор совместно с операторами мобильной связи, 12 июня пишут «Известия».

Одной из таких мер станет возможность для абонента отключить прием звонков из-за рубежа в настройках личного кабинета мобильного оператора.

По словам руководителя департамента F.A.C.C.T. Fraud Protection Дмитрия Ермакова, правоохранительные органы сталкиваются с трудностями при расследовании преступлений, совершенных телефонными мошенниками, звонящих из-за границы. Количество таких звонков только увеличивается.

«Если посмотреть на количество денежных средств, которые тем или иным способом уводят со счетов граждан, то становится ясно, что это действительно серьезная проблема, с которой нужно бороться», — отмечает начальник отдела по информационной безопасности компании «Код безопасности» Алексей Коробченко. Он уточняет, что большинство фишинговых звонком совершают специальные инфраструктуры за пределами России.

Кроме того, механизм блокировки спам-звонков злоумышленников из других стран позволит не допустить кражу биометрических голосовых данных российских абонентов, считает консультант по информационной безопасности R-Vision Александр Черненко.

«Если посмотреть на количество денежных средств, которые тем или иным способом уводят со счетов граждан, то становится ясно, что это действительно серьезная проблема, с которой нужно бороться», — подчеркнул Черненко.

Коробченко поясняет, что предложение блокировать спам-звонки из заграницы направлено на защиту граждан России, особенно детей и пенсионеров. Однако он подчеркивает, что полностью эту проблему решить не получится, так как есть мошеннические call-центры, расположенные в России. Хотя их количество меньше, чем зарубежных.

В борьбе с фишинговыми звонками поможет внедряемая операторами мобильной связи система «Антифрод». Эта система собирает информацию о номерах и сообщениях и проверяет номера, с которых совершают звонки. Если номер поддельный, звонок может быть заблокирован.

По мнению Черненко, в дополнение к системе «Антифрод» может применяться блокировка кодов стран.

«Поскольку данные меры будут реализовываться на мощностях операторов связи, то для них определить, откуда территориально происходит звонок, не составляет никаких проблем», — поясняет Коробченко.

Однако Ермаков считает, что при внедрении системы блокировки, мошенники могут отказаться от этого вида мошенничества и перенести свою деятельность в мессенджеры, локальные виртуальные АТС и сим-боксы (компактное устройство, позволяющее организовывать мобильный call-центр — прим. ИА Красная Весна).

У системы блокировки загранзвонков есть минусы. Черненко считает, что часть номеров может попасть под фильтры спама и будет создавать трудности для бизнеса, работающего со странами СНГ, Азии и Африки. Для решения таких проблем потребуется «наличие квалифицированного персонала для настройки и поддержания системы блокировки» указывает Коробчеко.

Еще один аспект отмечает Черненко, при блокировке могут возникнуть трудности для регистрации в иностранных сервисах и приложениях, например в Telegram.

«Один из важных моментов состоит в том, что гражданину будет предоставлена возможность самому решать, блокировать ли звонки из-за границы в своем личном кабинете», — объясняет Коробченко. Он считает, что «следует обеспечить широкое информирование об этой возможности».

Отметим, по данным Роскомнадзора, за май 2024 года специалисты Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП) заблокировали более тысячи фишинговых ресурсов и семь сайтов, распространявших вредоносное программное обеспечение. Было отражено 11 Ddos-атак «в отношении систем защищаемых субъектов».

По данным «Сбера» гражданам России ежедневно поступает около 20 млн мошеннических звонков. Объем украденных денег простых граждан за 2023 год составил 250 млрд руб. Только на Украине против жителей России работает около 300-400 мошеннических call-центров, и не менее 40% их доходов идет на поддержание ВСУ.