Белую заплату в России получают 42% иностранных мигрантов — опрос

Изображение: focus.kg
Трудовые мигранты
Трудовые мигранты

Только 42% опрошенных иностранных трудовых мигрантов из Средней Азии получают белую зарплату в России, следует из данных социологического опроса, заявил директор Региональной общественной организации «Центр миграционных исследований» Дмитрий Полетаев 21 апреля в ходе круглого стола, посвященного регулированию миграционных процессов в период пандемии.

С ноября по декабрь 2020 года в России было опрошено 900 трудовых мигрантов из Таджикистана (34%), Узбекистана (33%) и Киргизии (33%) от 18 до 60 лет. Респонденты трудились в Москве (420 человек), Санкт-Петербурге (240 человек) и Екатеринбурге (240 человек), в выборке 51% составляли мужчины, 49% — женщины.

Половина выборки (48%) — трудящиеся мигранты с опытом работы в России 1-2 года, 52% респондентов имели опыт работы в РФ 3 года и более. По форме занятости больше всего в выборке оказалось работников в организациях — 66%. По найму у частного лица работали 28% респондентов, 5% имели свой бизнес.

Между гражданами из разных стран есть разница по сферам занятости, в которых они работают. Так, мигранты из Киргизии меньше, чем граждане Узбекистана и Таджикистана, работают в строительстве, а больше — в сфере услуг. Большинство из опрошенных искали работу через своих знакомых и родственников.

Более чем в половине случаев мигранты говорили, что у них есть договор (54,5%). В качестве причины отсутствия договора в трети случаев мигранты указывали, что работодатель отказывался заключать договор, а около 60% респондентов утверждали, что договор им не нужен.

«На мой взгляд, это такая выученная беспомощность, когда люди считают, что даже наличие договора в случае проблем их не спасет, с одной стороны. А с другой стороны, они привыкли, что рынок труда не готов предоставлять им вакансии легальные, с трудовым договором и так далее», — сказал Полетаев.

В основном рядом с мигрантами работают такие же мигранты, как они (42%). В 32% случаев среди сослуживцев были поровну российские граждане и мигранты, и в 16% — в основном граждане России.

Когда участников опроса спросили напрямую о конкуренции, то в целом почти 37% опрошенных ответили, что местные работники также претендуют на это место, 29% мигрантов сообщили, что местные жители не идут на ту работу, которую делает респондент. 34% респондентов затруднились ответить на вопрос.

Полетаев отметил, что примерно такая же конкуренция наблюдается из года в год, но в пандемию она несколько выросла для граждан Киргизии, поскольку они чаще других мигрантов работают в сфере услуг, лучше других знают русский язык и чаще вступают в конкуренцию с гражданами России.

Как подчеркнул эксперт, хотя более половины мигрантов ответили, что у них есть трудовой договор, по форме выдачи заработной платы примерно 42% полностью легально работают, то есть получают зарплату либо по ведомости с подписью, либо на банковскую карту от фирмы. Остальные получают деньги либо наличными без ведомости, либо на банковскую карту от физического лица. «То есть примерно около 10% имеют договор фиктивный», — считает Полетаев.

Главной проблемой при пандемии было уменьшение доходов. Только четверть респондентов сохранили доход в этот период. У остальных он уменьшился, 32% стали испытывать при этом финансовые трудности, а 8% — жить в долг.

Напомним, 19–23 апреля 2021 года в Петербурге проходит V Санкт-Петербургский международный форум труда. Мероприятие проходит в год 30-летия Службы занятости России.