Эксперт: инциденты в школах имеют психологические корни и не имеют героизма
С призывом не тиражировать подробности нападений подростков на школы и не нагнетать обстановку в СМИ обратились директор центра экстренной психологической помощи МГППУ Олеся Вихристюк, 19 января передает ТАСС.
По мнению Олеси Вихристюк, проблему нападений подростков на учеников и учителей школ «надо искать в личности ребенка, его характере и психических особенностях». Психолог связывает инциденты с подростковой агрессией, при этом не считает, что нападения в Ивантеевке, Перми и Улан-Удэ можно назвать системными.
Решение проблемы Олеся Вихристюк видит «в усилении психологической поддержки и безопасности в самой школе», в укреплении психологического здоровья детей, выявлении и работе с детьми, у которых есть сложности или проблемы. Олеся Вихристюк считает, что у нападавших «были какие-то обиды и другие негативные чувства к сверстникам, учителям, либо в принципе к школе», которые не были разрешены вовремя.
Вместе с тем, психолог отметила, что тиражирование подробностей инцидентов и нагнетание обстановки, в том числе в СМИ, не только не способствует решению проблемы, но может и усугублять ее: «В ситуациях с нападениями в школах тоже есть некий подражательный эффект. Подростки видят, что такие события происходят, может быть, они ранее об этом задумывались, и это еще больше подталкивает к такому действию наяву».
Для того, чтобы не провоцировать нарастание волны подобных инцидентов, необходимо не возвышать подобные действия, связывая их с борьбой против несовершенства общества, а развенчивать их, чтобы вокруг нападающих не возникал некий героический ореол.
Напомним, в последнее время участились случаи нападения подростков на своих сверстников и учителей в школах. Так, 15 января произошло нападение в Перми, а 19 января — в Бурятии. Описанные инциденты породили в обществе дискуссию о причинах их возникновения. Некоторые эксперты связывают их с психическим нездоровьем подрастающего поколения. Другие видят причину трагедии в уничтожении воспитательной функции школе. Отмечается также низкая эффективность пути, направленного лишь на усиление безопасности в школах без рассмотрения проблем воспитания. Также на волне резонанса от произошедших инцидентов подняли голоса лоббисты ювенальных технологий в России.