Ученые определили причину загадочного таяния земной коры на западе США

Изображение: (сс) alex grichenko
Планета Земля

Необычный пояс магматических пород, который простирается более чем на три тысячи километров от Британской Колумбии в Канаде до пустыни Сонора в Мексике, выявила группа исследователей из Университета Вайоминга, говорится в статье, опубликованной 23 апреля в журнале Earth-Science Reviews.

Геологи обычно связывают длинные пояса магматических пород с цепями вулканов в зонах субдукции. Однако, как заявил доцент кафедры геологии и геофизики Калифорнийского университета Джей Чэпмена, «этот пояс магматических пород расположен гораздо дальше вглубь материка, вдали от края континента, и не содержит никаких доказательств образования вулканов».

По его словам, все плавление для образования магматических пород первоначально происходило под землей на глубине от 8 до 16 километров под поверхностью примерно 80-50 миллионов лет назад, во время горообразования, называемого Ларамийский орогенез.

«Ларамийский орогенез создал большинство крупных горных хребтов, которые мы имеем в Вайоминге, и название на самом деле происходит от хребта Ларами, — сказал Чэпмен. — Хотя в этих горах нет магматических пород такого типа и возраста, мы подозреваем, что тектонические процессы, которые создали горы, также способствовали таянию земной коры».

У исследователей есть несколько рабочих гипотез о том, что вызвало таяние пород. Одна из гипотез состоит в том, что вода проникла в глубинную кору.

Как считают ученые, геохимия этих пород указывает на то, что плавление могло происходить при относительно низких температурах, ниже 800 градусов по Цельсию, но это недостаточная температура, чтобы произвести очень большие объемы магмы. Однако вода снижает точку плавления горных пород, подобно тому, как соль снижает точку плавления льда, и может увеличить количество генерируемой магмы

«Многие из магматических систем в исследуемом районе содержат экономически важные рудные месторождения, — отметил специалист по рудным месторождениям Раньон, — Понимание крупномасштабных магматических процессов, которые формируют эти провинции, помогает нам лучше понять, как формируются рудные месторождения и лучше исследовать природные ресурсы».