Советник США в ЕП объяснил, как Азербайджан спровоцировал кризис с Ираном

Изображение: president.az
Реджеп Эрдоган и Ильхам Алиев
Реджеп Эрдоган и Ильхам Алиев

Азербайджан далеко не безвинен в разворачивающемся кризисе с Ираном, и становиться на его сторону не в интересах США, заявил политический советник социал-демократов США в комитете по иностранным делам Европейского парламента (ЕП) Эльдар Мамедов 8 октября в статье для Responsible Statecraft.

После успешного освобождения территорий, находящихся под армянской «оккупацией» в течение четверти века, президент Алиев, вместо того чтобы заложить основы для примирения, усилил претензии на территорию самой Армении, отмечает Мамедов.

Трехстороннее заявление России, Армении и Азербайджана при посредничестве Москвы от ноября 2020 года о прекращении военных действий предусматривало разблокирование транспортных коммуникаций между материковой частью Азербайджана и его эксклавом в Нахичевани, создание сухопутного коридора через Армению вплоть до Турции. Баку, однако, подорвал перспективы этого, заявив права на полосу армянской земли, через которую этот коридор должен был быть создан. Он назвал эту территорию «исконные земли», что вызывало опасения его аннексии. Подобные опасения распространены не только в Армении, но и в Иране, поскольку аннексия лишила бы его границы с Арменией и установила бы «тюркский пояс» на его северных границах, поясняет эксперт.

К этому следует добавить открытое выставление Баку напоказ своих «стратегических отношений» с Израилем — заклятым врагом Ирана — и с Турцией, его региональным соперником. Азербайджан поддерживает давние отношения с Израилем. Однако в предыдущие годы, памятуя об обидах Тегерана, Баку старался не враждовать со своим южным соседом.

«Победа в Карабахской войне с помощью беспилотных летательных аппаратов израильского производства придала Баку смелости более хвастливо заявлять о своих связях с Иерусалимом, проецируя новое чувство неуязвимости по отношению к Тегерану», — пишет эксперт.

Иран подозревает, вероятно, не без оснований, что Азербайджан стал базой для операций израильской разведки против него. Баку также финансировал вашингтонских пропагандистов, которые способствовали расколу общества в Иране, считает Мамедов.

Также Азербайджан преследовал и арестовывал иранских водителей грузовиков, доставлявших товары в Нагорно-Карабахский регион.

Ни от одной страны нельзя было ожидать пассивного наблюдения за такими недружественными действиями, затрагивающими ее национальные интересы.

«Иран посчитал, что его уступки Баку во время карабахской войны, неоднократно выражавшие поддержку территориальной целостности Азербайджана, не были оценены по достоинству. Поэтому, когда Иран начал крупномасштабные военные учения вблизи границы с Азербайджаном, это была вполне предсказуемая реакция на то, что, по его мнению, Баку пренебрег своими основными проблемами», — отмечает дипломат.

Хотя Соединенным Штатам может не нравиться иранский режим, они не обязаны вознаграждать безрассудную политику Азербайджана, подчеркивает автор.