1. Реальная Россия
  2. Образование в России
Улан-Удэ, / ИА Красная Весна

Сибирские ученые создали настольную игру, рассказывающую о Бурятии

Изображение: © Красная Весна
Долина реки Селенги. Бурятия
Долина реки Селенги. Бурятия
Долина реки Селенги. Бурятия

Проект, в игровой форме знакомящий детей и взрослых Республики Бурятия с историей, природой, географией и достопримечательностями родного края, реализовали ученые из Байкальского института природопользования (БИП) СО РАН и Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМТБ) СО РАН, 9 октября сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».

Научный сотрудник БИП СО РАН, кандидат географических наук Эдуард Батоцыренов рассказал, как создавалась игра:

«Идея возникла после того, как я узнал про существование игры „Географическое лото острова Сахалин“, созданной клубом „Бумеранг“ и посвященной, как понятно из названия, именно этому субъекту РФ. Помнил я и про существование лото „Вокруг света“, оно выходило в 1970-е годы в СССР двумя тиражами, и подумал, почему бы не издать и свое, про Бурятию».

Игра «Таежная, озерная, степная» (названием служит первая строка гимна республики), по словам создателей, построена таким образом, что в процессе игры ее участники узнают различные интересные географические, исторические, биологические и этнографические сведения о Бурятии, а также интересные факты о прошлом и настоящем Байкала.

Старший научный сотрудник ИМТБ СО РАН, кандидат исторических наук Евгений Нолев рассказал, как проходит игра: «Ведущий — им может быть учитель, ученый или один из ребят — поровну раздает всем остальным карточки с ответами. Вопросы разбиты на несколько тематических групп: гербы районов и населенных пунктов Бурятии; биоразнообразие; географические объекты; исследователи и знаменитые люди республики; явления природы; география в числах; этнография.

У ведущего перед собой текстом вниз разложен „банк вопросов“. Ведущий после перемешивания достает по одному из них, — выбранному случайным образом, — и зачитывает вслух, а игроки должны на своих карточках найти ответ и назвать его. Тот, кто назовет правильный ответ, получает от ведущего карточку с вопросом и кладет ее на ответ на карточке. Победителем игры становится первый, закрывший все ответы на своих карточках (вариант — на одной).»

Материал для вопросов и ответов подбирался таким образом, чтобы игроки смогли узнать как можно больше интересных фактов о родном крае. «Мы написали для учителей методическое пособие, где в среднем на полстранички описывали проверенные сведения и свежие данные. Вопросов, конечно, можно было составить много, но остановились на 20 листах, на каждом по шесть пунктов», — пояснил Эдуард Батоцыренов.

Он также отметил, что эта игра может стать мостиком к следующему важному шагу: изданию учебника по географии Бурятии для 8—9-х классов, Такой учебник последний раз издавался в 1944 году, и с тех пор сведения в нем, разумеется, устарели.

«Дети, как и все мы, любят играть, и в таком формате хорошо заходят новые знания. Отзывы учителей самые положительные, но главным успехом я считаю то, что активисты на местах придумали свое географическое лото уже непосредственно про свой район», — указал Батоцыренов.

Евгений Нолев, в свою очередь, сообщил, что к концу 2022 года на уроках и внеклассных занятиях с географическим лото «Таежная, озерная, степная» познакомились 12 000 школьников Бурятии. А ученые и специалисты-краеведы провели научно-методические семинары республиканского и муниципального уровня.

«В мероприятиях, связанных с нашим проектом, поучаствовало много людей и организаций. Это позволило объединить усилия академических институтов, вузов, профильных министерств, общественных объединений, школ и музеев, направленных на развитие краеведения», — подытожил Нолев рассказ об успехах проекта бурятских ученых.