Археологи узнали, как выглядела сарматская девушка 2000 лет назад
Уникальный для Южного Урала курганный комплекс с древним захоронением девушки был обнаружен во время раскопок под Магнитогорском археологами Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), 13 февраля сообщает пресс-служба вуза.
Находка была сделана осенью 2022 года в ходе раскопок ритуального комплекса Харьковский I, представляющего собой курганные насыпи, которые были сделаны в степи недалеко от современного поселка Харьковский в Челябинской области около двух тысячелетий тому назад. Комплекс был обнаружен случайно в апреле 2020 года.
Такие курганы, возможно, возводились кочевниками среднесарматской эпохи в ритуальных целях. Ученые предполагают, что на этих земляных возвышенностях проводились ритуальные обряды, такие, например, как жертвоприношения. Эту гипотезу подтверждают обнаруживаемые в подобных насыпях кости мелкого рогатого скота.
Но, по предположению археологов ЮУрГУ, расположенные в определенном порядке курганы комплекса Харьковский I, являются геоглифом. Так ученые обозначают категорию археологических памятников, изображающих рисунки на земле.
Геоглифы обычно составлялись из камней, борозд или, как в случае комплекса Харьковский I, последовательных курганных насыпей. Для Южного Урала он стал первым и пока единственным археологическим памятником такого рода.
Это древнее сооружение состоит из 29 невысоких (около 20 см) земляных насыпей, образующих кольцо диаметром около 70 метров, в котором на востоке есть разрыв, служащий входом. Тридцатый же, более крупный курган, вынесен за пределы кольца.
Ученые пока могут только предполагать, для каких целей был создан древними кочевниками этот круг из насыпей. Однако то, что он выполнял некую сакральную функцию, вполне очевидно.
При раскопке геоглифа челябинских археологов ждала крупная удача — в одном из трех случайно выбранных курганов было обнаружено древнее захоронение человека. У ног скелета располагался керамический сосуд с орнаментом. Ученые предполагают, что в нем была пища или питье. Это, вероятно, было частью погребального обряда древних кочевников, веривших, что усопший должен иметь пищу в загробном мире.
С помощью радиоуглеродного анализа было установлено, что захоронение имеет двухтысячелетний возраст, то есть приходится на среднесарматский период на Южном Урале (II в. до н. э. — II в. н. э.).
Анализ останков показал, что они принадлежат женщине ростом примерно 150 см, а состояние зубов, степень заращения черепных швов и изношенности костей подсказали специалистам ее возраст — от 18 до 21 года. Поскольку следов насильственной смерти на скелете обнаружено не было, то вероятной причиной ее смерти была болезнь.
В районе шеи сарматской девушки исследователи нашли пять искусных бусин, сделанных из цветного стекла, причем одна бусина была выполнена в технике кручения и обкатки, что придало украшению сложный вихревой орнамент. Других предметов, кроме этого распавшегося ожерелья и глиняного горшка, в могиле обнаружено не было.
Девушку похоронили в неглубокой (около 30 см) могиле, вероятно, завернув в ткань. Об этом свидетельствует «плотно сложенный» костяк. Тело лежало на спине головой на юго-запад. Ученые еще должны уточнить, соответствует ли такой ритуал сарматской традиции.
О том, что происхождение и социальный статус девушки пока не ясны, рассказал научный сотрудник НОЦ евразийских исследований, доцент кафедр «Международные отношения, политология и регионоведение», «Отечественная и зарубежная история» ЮУрГУ Иван Грудочко:
«Поверхностно можно предполагать, что статусность личности при жизни сопоставляется с количеством ценных вещей, которые были уложены с погребенным. При этой девушке были только ожерелье из пяти бусин и керамический горшок, и может показаться, что она была бедной, потому что кроме этих предметов ничего не имела.
Однако пока нет никаких археологических и исторических данных о том, по каким признакам у древних кочевников определялись статусность и социальное положение в обществе. Учитывая же, что они сделали для своей соплеменницы индивидуальный курган на такой ритуальной площадке, можно говорить о ее далеко не последнем социальном статусе и происхождении».
Но то, что девушка была включена в скотоводческо-кочевнический уклад жизни, который предполагает сезонные перемещения с юга на север и обратно, доказывают следы межпозвоночных грыж, являющиеся результатом значительных физических нагрузок.
Методика Герасимова помогла ученому-антропологу Уфимского федерального исследовательского центра РАН Алексею Нечвалоде восстановить по черепу черты лица сарматской девушки, которые оказались миловидными. Правда, для определения цвета кожи, волос и глаз кочевницы недостало точных генетических данных.
Ученные Уфы и Челябинска по взятым пробам проводят для датирования находки радиоуглеродный анализ, генетическую экспертизу. А в изучении флоры и климата, которые были в южноуральских степях в самом начале новой эры, исследователям поможет почвоведческий анализ.
Тщательное археологическое исследование оставшихся курганов первого на Южном Урале геоглифа еще впереди. Пока же кости «девушки-сарматки» обрабатываются в лаборатории НОЦ евразийских исследований ЮУрГУ. В дальнейшем ее останки передадут в фонды музея ЮУрГУ «Народы и технологии Урала».