Чиновники придумали, как не остаться одиноким и никому не нужным в старости
Единый региональный колл-центр в составе системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами создан в Новосибирской области (НСО), заявила заместитель министра труда и социального развития региона Лада Шалыгина 18 августа, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В Новосибирской области в рамках реализации национального проекта «Демография» действует областной межведомственный проект «Старшее поколение», представляющий систему социальной помощи пожилым людям. Шалыгина объяснила, что благодаря появлению телефонной службы поддержки пожилые граждане смогут проконсультироваться и сообщить о своей потребности в социальной помощи.
При этом новый центр обработки звонков поможет улучшить межведомственное взаимодействие всех участников проекта — специалистов социальной сферы, медицинских организаций и местных властей. Также Шалыгина отметила, что колл-центр открылся на базе государственного учреждения «Новосибирский областной геронтологический центр».
«В июле было принято решение об установке на базе центра телефона для граждан пожилого возраста, для семей, которые сопровождают этих граждан, для родственников, соседей, медицинских организаций, которые могли бы обратиться в этот колл-центр по любым вопросам системы долговременного ухода в рамках национального проекта „Демография“», — разъяснила она функционал телефонной службы поддержки.
Заместитель министра объяснила, как работают с пожилыми людьми сотрудники сферы социальной помощи. Помощь бывает разной — от бытовых услуг до санитарно-профилактических процедур, уточнила Шалыгина.
«Это помощь по дому, покупка лекарств, продуктов питания. Это убрать в квартире. В селах — воду принести. А вот сиделки, которые к четвертой, пятой группе приходят, к пожилым людям, которые уже не могут себя обслуживать, — они оказывают и ряд социально-медицинских услуг. Это обработка, это помыть пожилого человека, переодеть его. То есть, непосредственно работа с самим пожилым человеком и оказание ему вот таких услуг», — объяснила она.
Шалыгина заявила, что горячий телефон соцпомощи проработал в течение месяца в тестовом режиме. Люди обращались за услугами сиделки, а медицинские и социальные работники сообщали о гражданах, нуждающихся в дополнительной помощи.
«Уже сейас в рамках пробных таких шагов поступило 27 звонков от граждан. 25 звонков были обработаны полностью в кратчайшие сроки. И все эти жители, 25 человек, были поставлены на учет для оказания им долговременного ухода», — уточнила замминистра.
Шалыгина отметила, что в настоящее время в регионе получены данные о более тридцати тысячах пожилых граждан, нуждающихся в социальной помощи. Замминистра подчеркнула, что работа по выявлению ситуаций, требующих подключения сотрудников социальных служб, будет продолжена.
«На сегодняшний день у нас уже протипизировано, то есть, мы обследовали более 30 тысяч человек. И они все в той или иной степени нуждаются в помощи как социальных работников, так и сиделок. Типизация — это определение уровня возможностей человека, — насколько он может сам себя обслуживать. И чем выше группа типизации, тем меньше у него возможностей себя обслуживать и тем больше ему требуется помощь социальных работников и сиделок. Мы продолжаем эту работу. Работа не остановлена, потому что в зависимости от того, какое количество людей, требующих сиделок, выявляется, столько (сиделок) мы еще будем дополнительно обучать. Программа рассчитана на три года. Первый шаг мы сделали в этом году. Большой шаг. Потому что начало — это полдела. Будем эту работу продолжать», — объяснила она.
Также Шалыгина указала, что в рамках проекта предусмотрено бесплатное предоставление услуг сиделки вне зависимости от того, есть ли у пожилого человека родственники или нет. Решающим фактором является необходимость такой помощи, подчеркнула она.
«Предоставление (услуг) сиделок идет бесплатное. Независимо от того, есть родственники или нет. Здесь роли не играет. Самое главное, чтобы пожилой человек нуждался в данном виде помощи», — объяснила замминистра.
Кроме того, на базе центра обработки звонков проводится анкетирование среди граждан, получающих социальную помощь. Специалисты выясняют, довольны ли люди отношением соцработников, получают ли в полном объеме необходимую помощь.
«У колл-центра есть такая услуга, как проведение анкетирования среди получателей, то есть среди вот этих пожилых людей. Мы уже порядка 400 человек дважды опрашивали о том, насколько качественно им оказывается помощь сиделками. Мы брали четвертую и пятую группу типизации, то есть тех, к которым и социальные работники, и сиделки приходят. Хочу заметить, что на 100% все удовлетворены этой помощью. Я думаю, что это крайне важно для того, чтобы сохранить долголетие граждан Новосибирской области», — подытожила Шалыгина.
Отмечается, что бюджетное финансирование системы долговременного ухода на 2020 год в НСО составляет порядка 679 млн рублей. Общий бюджет пилотного проекта — более 1 млрд 829 млн рублей. Номер телефона колл-центра — 8-800-201-53-88, жители Новосибирской области могут звонить бесплатно.