Кургинян рассказал о том, чего не понимает большая часть человечества
Гуманистический проект, ставящий во главу угла развитие человека, потерпел крах, большая часть человечества до сих не понимает масштаба этого обрушения, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 декабря в эфире программы «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».
Кургинян напомнил, что христианство назвало человека «венцом творения» и подняло его на недосягаемую высоту. И позднее, когда общество стало светским, люди, которые называли себя атеистами, заменили веру в Бога верой в человека, «поэтому никакими атеистами не были по существу». Единство людей, людей и религиозных, и светских состояло в вере в человека.
«Оно [единство] состояло в том, что это всё равно вот так движется, „горит звезда пленительного счастья“, мы все движемся туда. Внутри всего этого дела был тезис Бетховена: „Вся жизнь трагедия, ура!“ Он же не говорил „увы!“, он говорил „ура!“» — пояснил философ.
Кургинян подчеркнул, что трагичность жизни, понимание своей смертности человек может преодолевать, если он чувствует себя частью объединенного человечества, которым движет идея исторической направленности и восхождения. Такому человеку, как отметил философ, по плечу любые задачи, включая задачи человеческого бессмертия.
«„Светлых сеней достигнет человек, и Богом станет сам», — говорили революционеры. Все века ненастий и ужасов — это только путь туда. Мы идем туда», — отметил Кургинян, добавив, что вера в развитие человека пронизывало существование всех людей, в том числе обычных.
«Думали о том, как свести концы с концами, как обучить детей, как удержать какие-то семейные скрепы и как внутри всего этого сорвать какие-нибудь цветы удовольствия. Всё равно эти все люди жили по этому закону. Они это понимали», — отметил лидер «Сути времени».
Кургинян добавил, что этой верой в человека жили все в XX веке и не представляли себе другой жизни. Вместе с тем он обратил внимание на «западность» этой идеи и подчеркнул, что в связи с этим в России верили в Запад, надеялись на него.
«И это в сущности есть Запад. А он кто? А он тот, кто это изобрел. Он тот, кто это построил. Он тот, кто это знает лучше, чем кто-то другой. У него надо учиться, учиться и учиться. Его ошибки можно как-то исправлять. Но всё равно исправление его ошибок он же сам и делает. Маркс — такой же западный ученый, как какой-нибудь Вебер или Гоббс. И вот мы все идем, идем, идем», — пояснил политолог логику, в которой жила Россия.
Кургинян заметил, что потом Запад отказался от веры в человека, и весь гуманистический проект стал рушиться. И, как заявил лидер «Сути времени», «к моему ужасу, до сих пор большая часть человечества не понимает масштаба этого обрушения».