Идеолог реформ: образование не может определяться нуждами рынка
Образование не должно определяться актуальными запросами рынка и не может ими определяться, заявил директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов 27 февраля в интервью сайту «Последний звонок».
На вопрос интервьюера о современной трактовке системы образования как экономической услуги ученый ответил отказом сводить образование к потребностям рынка.
«…надо четко понять взаимоотношения образования и рынка. Моя ключевая формула: образование не должно определяться актуальными запросами рынка и не может ими определяться. Потому что подлинное образование всегда избыточно по отношению к запросам рынка», — заявил он.
Превращению образования в востребованный рыночной экономикой конвейер производителей и потребителей Асмолов противопоставил систему образования как главного средства развития личности и общества:
«Образование — это ключевой социальный институт развития личности, развития новых поколений. Оно может иногда быть в логике рынка как услуга, но к услугам не сводится. Учитель — это не человек, который обслуживает. Главной в этой культуре является фигура учителя как навигатора знаний, как мотиватора к познанию», — отметил он.
Напомним, что большую часть постсоветского периода нашей истории образование трактовалось именно как прикладная система, необходимая для функционирования рыночной экономики. Широко известно высказывание министра образования с 2004 по 2012 год Евгения Фурсенко о том, что «недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».
После того как министерство образования и науки в 2016 году возглавила Ольга Васильева, риторика идеологов реформ, в числе которых находится и Александр Асмолов, довольно резко изменилась. Теперь звучит всё больше заявлений о необходимости «единого образовательного пространства», о несводимости образования к услуге, о возвращении к позитивному наследству отечественной педагогики. Однако, как считают многие рядовые преподаватели и учителя, пока эти заявления слабо претворяются в жизнь и являются на данный момент лишь лозунгами.
Александр Асмолов находился в обойме идеологов реформ образования начиная с перестройки и находится в ней и сейчас, несмотря на действительно резкую смену риторики. Необходимо помнить, что Асмолов начинал свою карьеру в первую очередь как критик «советского тоталитарного образования» и противопоставлял ему «гуманистический» либеральный подход. Этот благой порыв, однако, никак не противоречил тому, что в это время продвигали другие рыночные реформаторы, взрывавшие систему образования изнутри вместе со всем государством. Неизвестно, наблюдаем ли мы в высказываниях Асмолова типичное следование изменившейся конъюнктуре, или это действительно новая позиция идеолога российского образования.