В Таджикистане сократились производство электроэнергии и ее экспорт соседям

Производство электроэнергии в Таджикистане и ее экспорт в страны Средней Азии сократились за первые восемь месяцев 2020 года в связи с маловодьем, сообщает 18 сентября ИА Avesta.

По данным энергетического сектора республики, с января по август 2020 года в стране произведено 13 млрд. 477,9 млн. кВт/ч электроэнергии, что на 803 млн. кВт/ч, или на 5,6% меньше по сравнению с этим же периодом прошлого года.

Экспорт электроэнергии Таджикистаном своим соседям по среднеазиатскому региону также сократился. По сравнению с январем-августом 2019 года доход от продажи электроэнергии в соседние страны сократился более чем на $30 млн, или почти на 40%, снизившись до $46,4 млн.

Падение производства и экспорта электроэнергии произошло из-за малоснежной зимы, вызвавшей уменьшении притока воды в горной реке Вахш и падение уровня воды в водохранилищах каскада ГЭС, стоящих на ней. Только к сентябрю водохранилище Нурекской ГЭС заполнилось до максимального уровня, что позволило возобновить поставки электроэнергии в Узбекистан и Афганистан https://rossaprimavera.ru/news/3846eca6.

«Сейчас ежесуточно в Афганистан экспортируется порядка 1,3 млн. кВт/ч электроэнергии, в летний период, до прекращения экспорта, в соседнюю страну ежесуточно экспортировалось до 8 млн кВт/ч. объем экспорта может быть увеличен, в зависимости от обстоятельств», — сообщили в энергохолдинге «Барки точик».

По данным энергохолдинга, в первом полугодии 2020 года в Афганистан было экспортировано 546 млн кВт/ч электроэнергии, а в Узбекистан — 358 млн кВт/ч.

В условиях снижения экспорта электроэнергии из Таджикистана, Узбекистан начал закупать электроэнергию у Туркмении, а также принял решение о строительстве АЭС в сотрудничестве с Россией.

Напомним, в горах Таджикистана формируется 80% истока крупнейшей в среднеазиатском регионе реки Амударьи. На горных реках, особенно на Вахше, построен каскад плотин ГЭС. От регулирования сброса воды зависят страны, которые расположены ниже по течению. После распада СССР водно-энергетическая проблема в регионе стала не только экономической, но и политической.