Киев считает «дискриминационной» закупку газа без европейской наценки
Киев не устраивает положение, когда Украина платит за газ больше, чем получает за услуги по транзиту газа, заявил 24 июля исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко в эфире программы «Украина сегодня» телекомпании «Украина 24».
По словам Витренко, Россия всегда настаивала на том, чтобы Украина покупала «много российского газа по цене, которая значительно выше рыночной»
«И следствием всего этого было то, что мы в среднем платили на $5 млрд больше за российский газ, чем мы получали за транзит» — добавил он.
Глава Нафтогаза заявил, что «Украина не примет такие дискриминационные предложения».
Витренко сделал эти заявления в ответ на предложение председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера, который сказал, что «Россия готова обеспечить и увеличить транзит газа через Украину при дополнительных прямых закупках Украиной российского газа».
Как сказал Витренко, «такое продление транзита, когда Украина еще должна доплачивать России, нам не нужно. Мы сейчас тратим меньше на весь импортированный газ, чем получаем за транзит. Сейчас Украина в плюсе, мы получаем деньги в госбюджет. Какие-то договоренности, которые приводят к тому, что деньги из Украины идут в Россию, нам не нужны».
Витренко заявил также, что после того, как Россия «совершила военное вторжение в Украину» Украина перестала нуждаться в Будапештском меморандуме — 2.
Напомним, по данным оператора ГТС Украины, Украина в течение января и февраля 2021 года закупила 91 млн кубических метров газа у Польши, 65 млн кубометров у Словакии и 403 млн кубометров у Венгрии.
При этом объемы виртуального реверса газа составили за этот период 403 млн кубометров, то есть по крайней мере 86% закупленного Украиной газа были российским газом, купленным по так называемой схеме Дюссельдорф+, то есть цена российского газа для Европы плюс наценка.
По мнению экспертов, именно наличие этой мутной наценки, из которой формируются так называемые «откаты» в карманы украинских чиновников, и является причиной, по которой Киев упорно отказывается покупать российский газ напрямую.