На парламентских выборах в Германии проиграли все — что это значит?

Изображение: marconst, pixabay, cc0
Бундестаг, Берлин, Германия
Бундестаг, Берлин, Германия

Парламентские выборы — выборы в бундестаг в Германии состоялись с разгромным для большинства партий результатом по той причине, что политические силы и избиратели оторваны, отчуждены друг от друга, говорится 27 сентября в комментарии обозревателя ИА Красная Весна Александара Мюнцера.

Победителем стала партия СДПГ, набравшая 25,5% голосов, «Союз» — блок партий ХДС/ХСС проиграл, набрав 24,1%, «Союз 90/Зеленые» набрали 14,8%, либеральная СвДП — 11,5%, ультраправая АдГ — 10,3%, «Левые» — 4,9%, все остальные — 8,6%.

Результаты иллюстрируют разрыв между крупными и малыми партиями. Кроме того, сохранился тренд на падение влияния ХДС, рост зеленых и либералов. Заметно и исчерпание возможностей протестного электората, о чем свидетельствует проседание АдГ и крах «Левой» партии.

Победительница — партия СДПГ, когда-то имевшая поддержку в 40%, опередила рухнувшую ХДС с минимальным преимуществом. В многом победа социал-демократов случилась благодаря Олафу Шольцу, который сумел внушить избирателям большее доверие, чем два его соперника — кандидата на пост канцлера ФРГ Армин Лашет (ХДС) и Анналена Бербок (Зеленые).

По словам обозревателя ИА Красная Весна Александра Мюнцера, результаты парламентских выборов в Германии по существу оказались разгромными для всех, в том числе и для «победителей». Люди выбирали, сильно ориентируясь на конкретные лица. А за лицами прицепами паровоза шли партии.

Сложилась ситуация, когда партии как-то сами по себе и флагманы партий (говорящие головы) тоже сами по себе. И этот процесс начался уже давно. Примерно с третьего срока Меркель выбирали тоже во многом потому, что привыкли. Примерно также дело обстояло с Винфридом Кречманом в Баден-Вюртемберге. Сейчас же это стало совсем очевидно.

При этом «говорящие головы» эти процессы тоже понимают, возможно, за исключением эксцентричного премьер-министра Баварии Маркуса Зёдера (ХСС), мало внушающего доверия министра здравоохранения Йенса Шпана (ХДС) и непрестанно пугающего народ ужасами пандемии экономиста в области здравоохранения Карла Лаутербаха (СДПГ). Эти лица давно перестали внушать гражданам какое-либо доверие вообще.

Разгромными прошедшие выборы оказались еще и потому, что политикум дошел до состояния, когда он сам по себе и для себя, а вся остальная жизнь отдельно и тоже сама по себе. Политикум понимает, что что-то не так, но на вопрос, что именно не так, ответить не может.

Пытаясь ответить себе на вопрос в чем причина провала, политическая элита, как правило, начинает «разбор полетов» и поиск виновных лиц среди своих сторонников или оппонентов. Показательны в этом смысле ссоры и раздоры лидеров «Союза» Армина Лашета и Маркуса Зёдера.

Что касается Олафа Шольца, то складывается впечатление, что он уже сильно устал и мучительно обдумывает вопрос: а что он будет со своей победой теперь делать? Наследство ему досталось, мягко говоря, непростое — с таким грузом легче сидеть в оппозиции и критиковать действия власти, нежели с успехом найти выходы из сложившегося кризиса. Возможно, это ложное впечатление. Как говорится, поживем — увидим.